Прочитанная информация предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют в виде:
• пометок, подчеркиваний (лучше на вкладных листах);
• разного вида записей (планов, выписок, тезисов, конспектов, аннотаций
и др.);
• чертежей, таблиц, схем.
Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записки, при этом не следует забывать, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.
План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала.
План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей.
Удачно составленный план говорит об умении анализировать информацию, текст, о степени эффективного усвоения содержания прочитанного.
План улучшает записи, ускоряет проработку материала, помогает вести самостоятельный контроль усвоения материала.
Формулирование пунктов плана — достаточно трудный процесс. Поэтому составить сложный план сразу, в один прием, не всегда удается.