Особенности написания курсовой работы по дисциплине

«Мировая политика и международные отношения»

Радикальные изменения, происходящие в мире на рубеже ХХ-ХХ1 веков, потребовали введения новой для студентов-политологов учебной дисциплины – мировой политики и международных отношений. Она включает большой лекционный курс, значительный в часовом измерении практикум и курсовую работу, особенно нуждающуюся в соответствующем методическом обеспечении[28]. В этой связи остановимся на основополагающих по своему характеру методических рекомендациях по подготовке курсовой работы в рамках выше указанного учебного предмета.

С точки зрения научно-технического оформления работы у студента 1У курса, уже имеющего необходимый опыт, не должно возникнуть особых затруднений, к тому же дефицит соответствующей информации можно восполнить в методических рекомендациях, разработанных и опубликованных кафедрой. Иное дело – содержательная сторона курсовой работы, обусловленная спецификой конкретной учебной дисциплины. Своего рода ориентиром и определенной помощью могут послужить предлагаемые методические рекомендации.

Прежде всего, следует иметь в виду, что в выборе темы курсовой работы студент должен учесть: 1. Свой собственный потенциал профессиональных знаний. 2. Склонности к теоретической, сравнительной или прикладной политологии. 3. «Бюджет» времени. 4. Умение интенсивно работать. 5. Навыки к научному творчеству. Все эти качества должны обусловить выбор темы, посвященной либо теории и методологии исследования современных международных отношений, либо реконструкции современного мирового политического процесса со свойственными ему международными отношениями и прогнозированию его последующих стадий и динамики.

В любом из двух вариантов самостоятельное место должен занять анализ тех документов-источников, на основании которых автор курсовой работы окажется способным выполнить самостоятельное исследование по избранной теме[29]. Для осуществления анализа источниковой информации студент-четверокурсник владеет такими научно-практическими методами, как, например, контент-анализ, мониторинг и обработка его материалов, когнитивное картирование и др., апробированными на первых практических занятиях по дисциплине «мировая политика и международные отношения». Очень плодотворным будет применение методов сравнительно-типологического и сравнительно-исторического анализа источниковой информации, которые, взятые в совокупности, позволят автору создать прочную основу для самостоятельного исследования темы.

Научный вклад в изучение избранной темы будет зависеть и от степени владения историей изучения темы в современной отечественной и зарубежной политологии, или от авторской характеристики степени разработанности темы. Следует иметь навыки определения критериев поиска, отбора и анализа историографического материала. Напомню, что одним из ведущих продолжает выступать так называемый комбинаторный критерий, сочетающий в себе а) хронологический принцип и б) степень значимости / важности (и, следовательно, новизны) той или иной авторской концепции.

Для исследования темы курсовой работы очень важно умелое использование научно-практических методов и, в первую очередь, системного метода, поскольку он позволяет определить, какое место занимает изучаемое явление, понятие, теория в системе, элементами –подсистемами которой они выступают; в каком ряду типологически однородных элементов они находятся; как они взаимодействуют между собой под влиянием системы, динамично функционирующей и одновременно стремящейся к сохранению внутреннего равновесия и внешней устойчивости.

При разработке тематики, связанной с современными научно-теоретическими направлениями в области мировой политики и международных отношений, важным является стремление к самостоятельному осмыслению вклада специалистов-международников предшествующих эпох с помощью сравнительно-исторического метода и цивилизационного подхода. Они позволяют выяснить эволюцию и динамику научного интереса, причины и особенности трансформации политико-теоретической мысли, сущность и специфику ее современного состояния[30].

При предпочтительном интересе студента к сфере практической мировой политики и международных отношений важно помнить, что в качестве Ариадновой нити выступает соответствующая пара понятий: мировая политика (как процесс взаимодействия государств и других акторов в системе международных отношений) и международные отношения (как система реальных связей между государствами и иными акторами, выступающих в качестве результата их действий и в качестве своего рода среды, пространства, в которых существует мировая политика).

В любой теме, связанной с этой частью учебной дисциплины, важно обращать внимание на Россию как участника мировой политики и актора международных отношений, на внешнеполитический и международно-политический курс РФ, на принципы, нормы (в том числе правовые и моральные), тактику и стратегию его реализации, на результаты и перспективы соответствующей деятельности нашего государства. Большую помощь в этом плане для самостоятельно и творчески мыслящего студента окажут такие документы, как Конституция Российской Федерации, внешняя и военно-стратегическая доктрина РФ, выступления Президента РФ, информация о деятельности МИДа и военного ведомства.

Пример введения курсовой работы по дисциплине «Мировая политика и международные отношения» на тему:

“Антиглобализм и антиглобалистское движение:

сущность, особенности, перспективы”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: