Структура и внутренняя организация деятельности Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ – коллегиальный орган, основанный на равноправии его членов. Каждый из девятнадцати судей Конституционного Суда РФ действует самостоятельно, независимо и беспристрастно. Между судьями отсутствуют отношения подчиненности и субординации. Поэтому основной организационной формой конституционного судопроизводства является заседание Конституционного Суда РФ, в котором принимают участие все его судьи. В конституционном судопроизводстве не допускается единоличное рассмотрение споров от имени Конституционного Суда РФ, равно как и деление Суда на какие-либо структурные единицы, уполномоченные действовать в качестве представителей всего органа[9]. В этом смысле статус Конституционного Суда РФ ближе к правовому положению Совета Федерации или Государственной Думы, чем к организационным формам отправления правосудия в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, отнесенные к его полномочиям Конституцией РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Кроме того, в заседаниях принимаются послания и Регламент Конституционного Суда РФ, решения о представлении судей к государственным наградам, о приостановлении или прекращении их полномочий и т.д. Однако компетенция Конституционного Суда РФ весьма обширна, ее невозможно полностью реализовать посредством проведения судебных заседаний. В связи с этим законодатель предусматривает институт должностных лиц Конституционного Суда РФ, закрепляя за ними ряд самостоятельных полномочий и публично-значимых функций, вытекающих из компетенции Конституционного Суда РФ. К таким должностным лицам относятся Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ[10].

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации из числа судей Конституционного Суда РФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. По истечении данного срока допускается повторное и последующее назначение одного и того же лица на должность Председателя Суда без каких-либо правоограничений, однако всякий раз требуется соответствующая инициатива главы государства и положительное решение Совета Федерации. В результате Председатель Конституционного Суда РФ находится под риском лишения своего статуса вследствие негативной оценки его деятельности Президентом РФ и Советом Федерации[11]. Это не затрагивает его общего статуса как судьи Конституционного Суда РФ и, в определенной мере, стимулирует ротацию должностных лиц Суда.

Несмотря на сравнительно широкую компетенцию главы государства и Совета Федерации в сфере назначения на должность Председателя Конституционного Суда РФ, законодатель не закрепляет за этими органами права инициативы досрочного прекращения полномочий Председателя Суда. Такую инициативу до истечения шестилетнего срока может выразить лишь сам Конституционный Суд РФ, причем квалифицированным большинством голосов судей и посредством тайного голосования. Основанием для досрочного прекращения полномочий Председателя Суда является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей. В последующем для досрочного прекращения его полномочий требуются представление Президента РФ и решение Совета Федерации.

Председатель Конституционного Суда РФ реализует следующую компетенцию: он представляет Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и иными лицами, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени; руководит подготовкой заседаний Суда и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; осуществляет общее руководство аппаратом.

Статус заместителей Председателя Конституционного Суда РФ является близким и во многом тождественным правовому положению Председателя Суда. Эти лица назначаются на должности и освобождаются от них в том же порядке, что и Председатель Конституционного Суда РФ. Различие состоит в специфике их компетенции, которая имеет вторичный характер: заместители Председателя выполняют отдельные обязанности Председателя по его уполномочию либо в его отсутствие. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя Суда одним из его заместителей исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда РФ, а при равном стаже – к старейшему по возрасту судье.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: