Полномочия Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ как один из высших органов публичной власти имеет постоянные права и обязанности, определенный круг деятельности, законно принадлежащее место в государственном механизме. Его компетенция может быть разделена на следующие группы.

К первой группе относятся полномочия Конституционного Суда РФ, связанные с проверкой конституционности законов и подзаконных актов по запросам ряда государственных органов. Юридическая формулировка данного полномочия выглядит весьма громоздкой: «Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: 1) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; 2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ; 3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; 4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации» (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Вторая группа полномочий Конституционного Суда РФ представляет известную противоположность предыдущей – это проверка конституционности законов (а не законов и подзаконных актов) по жалобам граждан и запросам судов. Важным условием допустимости такого обращения является фактическое или потенциальное применение оспариваемой нормы в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Третья группа полномочий Конституционного Суда РФ охватывает нормативное (т.е. не казуальное, не относящееся к конкретному случаю) толкование норм Конституции РФ. Официальная интерпретация Конституции РФ допускается по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ).

Наконец, четвертая группа полномочий Конституционного Суда РФ связана с разрешением споров о компетенции между: 1) федеральными органами государственной власти; 2) органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; 3) высшими государственными органами субъектов РФ (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ).

Несмотря на сложность приведенных формулировок, компетенция Конституционного Суда РФ достаточно ясна: это проверка конституционности законодательства, официальное толкование Конституции РФ и разрешение споров о компетенции между высшими органами власти[6]. Причем на практике Конституционный Суд РФ чаще всего проверяет оспариваемые нормы на предмет их соответствия Конституции РФ, значительно реже дает официальное толкование Конституции РФ и, весьма редко, разрешает споры о компетенции. Причина подобной статистики кроется в отсутствии у Конституционного Суда РФ права инициативы возбуждения производства по делу, а также в установленном Конституцией РФ круге лиц, уполномоченных на обращение в Конституционный Суд РФ.

С формальной стороны к компетенции Конституционного Суда РФ не относится проверка конституционности правоприменительной практики. Вместе с тем, согласно ст. 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Поэтому правоприменительная практика неизбежно становится объектом судебного конституционного контроля (но не сама по себе, а в ее системной взаимосвязи с оспариваемыми или толкуемыми нормами).

Таким образом, основным правозащитным инструментом в деятельности Конституционного Суда РФ является проверка конституционности законодательства и связанной с ним правоприменительной практики. Любое лицо, чьи права нарушены правовыми нормами законов, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ с целью проверки конституционности указанных норм (конкретный нормоконтроль). Государственные органы могут инициировать производство в Конституционном Суде РФ в порядке абстрактного нормоконтроля по более широкому кругу нормативных правовых актов. Всякий суд, пришедший к выводу о противоречии Конституции РФ правовых норм законов, подлежащих применению в конкретном деле, обязан приостановить производство по делу и направить запрос в Конституционный Суд РФ. Причем ходатайствовать об этом перед судом может любая сторона в юридическом споре.

Конституционный Суд РФ не является основным субъектом в правозащитном механизме современной России. Бремя нормоконтроля и обеспечения прав человека, главным образом, возлагается на обычные судебные инстанции – первую, апелляционную и кассационную. В Конституционный Суд РФ обращаются лишь в крайних, экстраординарных случаях, когда исчерпаны другие средства, а основание запроса, ходатайства или жалобы приобретает общегосударственное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: