Участники процесса в Конституционном Суде РФ

Участниками процесса в Конституционном Суде РФ являются стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве считаются, как правило, заявители и лица, издавшие либо подписавшие оспариваемый акт. Именно между этими лицами возникает спор, обусловленный неопределенностью в вопросе о конституционности оспариваемого акта. В результате конституционное судопроизводство становится состязательным: заявитель считает, что оспариваемый акт противоречит Конституции РФ, в то время как лицо, издавшее или подписавшее оспариваемый акт – придерживается противоположной позиции.

Идентификация заявителя как стороны в конституционном судопроизводстве, как правило, не представляет сложностей. Лицо, которое обратилось в Конституционный Суд РФ, и является заявителем. Единственное законодательное требование в этом случае касается надлежащего статуса заявителя (заявитель должен обладать правом на обращение в Конституционный Суд РФ).

Процессуальная идентификация органа или должностного лица, издавшего либо подписавшего оспариваемый акт, является более сложной и зависит от ряда обстоятельств. Если оспариваются нормы федерального закона, к «органу» в буквальном смысле относится Федеральное Собрание, к «должностному лицу» – Президент РФ. При другом истолковании норм закона, сторонами в конституционном судопроизводстве можно признать не только Совет Федерации и Государственную Думу, но и председателей палат Федерального Собрания. Применительно к уровню субъектов РФ в качестве стороны в конституционном судопроизводстве при оспаривании законов субъектов РФ выступают законодательные (представительные) органы и высшие должностные лица субъектов РФ. Наконец, если оспаривается подзаконный нормативный правовой акт, стороной является орган, его издавший (например, Правительство РФ) либо должностное лицо, его подписавшее (в данном случае – Председатель Правительства РФ). В результате для конституционного судопроизводства характерна множественность сторон, что не исключает разнообразия их правовых позиций и аргументации при проверке конституционности положений нормативных правовых актов.

Несколько иная картина характерна для случаев, когда Конституционным Судом РФ рассматриваются споры о компетенции. Сторонами здесь являются органы, которым принадлежат спорные полномочия и публично значимые функции. Одна из сторон выступает в роли заявителя, другая – в качестве государственного органа, компетенция которого оспаривается. Споры о компетенции возможны и с множественным числом сторон.

Конституционное судопроизводство теоретически допускает одну сторону как участника процесса. Если обращение в Конституционный Суд РФ связано с толкованием Конституции РФ, в качестве органа или должностного лица, издавшего или подписавшего акт, не может привлекаться ни одно лицо, поскольку Конституция РФ принята в результате общероссийского референдума. Если же Конституционный Суд РФ рассматривает вопрос о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, круг сторон в конституционном судопроизводстве остается неопределенным по смыслу ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (по логике, кроме заявителя стороной при рассмотрении подобных дел должен быть Президент РФ).

Специфика правового статуса сторон в конституционном судопроизводстве обусловливает необходимость их процессуального представительства. Государственная Дума или законодательный (представительный) орган субъекта РФ в принципе не могут участвовать в конституционном судопроизводстве – от их имени и по их полномочию в процессе выступают только представители. Президент РФ теоретически может непосредственно участвовать в конституционном судопроизводстве, но в большинстве случаев в этом нет необходимости.

Каждая из сторон может иметь не более трех представителей. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук.

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо соответствующей организацией. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации. Право адвоката на выступление в Суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Стороны и их представители обладают равными процессуальными правами и обязанностями. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Свидетели, эксперты и переводчики относятся к категории участников процесса, но не являются сторонами в конституционном судопроизводстве.

Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

В заседание Конституционного Суда РФ может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом РФ. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. С разрешения Конституционного Суда РФ эксперт вправе знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон.

Переводчик несет обязанности переводить объяснения, показания, заявления лиц, не владеющих русским языком, а лицам, не владеющим русским языком, содержание имеющихся в деле объяснений, показаний, заявлений лиц, участвующих в деле, свидетелей и оглашаемых документов, заключений экспертов, распоряжений председательствующего, решений Суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: