double arrow

Не вступивших в силу международных договоров

Полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации указано в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, поэтому перечень лиц, обладающих правом на запрос, является тожественным предыдущему. Пределы проверки соответствия Конституции РФ не вступившего в силу международного договора также устанавливаются ст. 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», т.е. совпадают с пределами проверки нормативных актов и договоров. Основное отличие данной категории дел состоит в критериях допустимости запроса и содержании итогового решения по делу.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»[17] (ст. 6) устанавливает следующие формы выражения согласия России на обязательность для нее международного договора: подписание; обмен документами; ратификация; утверждение; принятие; присоединение; применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. В соответствии со ст. 89 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации допустим, если упоминаемый в запросе международный договор подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти. Кроме того, заявитель должен считать не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в России из-за его несоответствия Конституции РФ.

Ратификация международных договоров осуществляется федеральным законом [18]. Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации. Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации. Порядок утверждения международных договоров регулируется ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Кроме общего порядка рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, существует ряд специальных процедур. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[19] для принятия в Россию иностранного государства или его части требуется не только инициатива соответствующего иностранного государства, заключение международного договора и его ратификация Государственной Думой, но и обязательная проверка соответствия Конституции РФ данного международного договора Конституционным Судом РФ по запросу Президента РФ. В данном случае лица, указанные в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ (кроме главы государства), не обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ.

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации Конституционный Суд РФ принимает решение о признании договора или отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. С момента провозглашения постановления о признании не соответствующими Конституции РФ договора либо отдельных его положений договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: