Производство по делам о толковании Конституции РФ

Толкование – это уяснение и последующее разъяснение действительного содержания правовых норм. Различают официальное и неофициальное толкование; официальное толкование может быть аутентичным и легальным. Конституционный Суд РФ наделен исключительным правом официального толкования Конституции РФ. В силу того, что Конституция РФ была принята в результате конституционного референдума, ее толкование актом Конституционного Суда РФ не может считаться аутентичным, т.е. авторским. В результате толкования норм Конституции РФ издается интерпретационный акт, в котором разъясняется смысл нормативного положения Конституции РФ, устанавливаются условия действия толкуемой нормы, выясняются права и обязанности участников конституционных правоотношений.

В юридической науке различают нормативное и казуальное (т.е. осуществляемое применительно к конкретному случаю) толкование правовых норм. Нормативный интерпретационный акт имеет двойственную природу, его сложно однозначно отнести к категории нормативного правового акта или акта правоприменения. С одной стороны, нормативным интерпретационным актам присущи некоторые признаки актов, содержащих нормы права (распространяются на персонально неопределенный круг лиц; рассчитаны на неоднократное действие; охватывают не единичные случаи, а определенный вид общественных отношений). С другой – интерпретационные акты не регулируют общественные отношения, а лишь устраняют неопределенность в понимании правовых норм, которые уже содержатся в нормативном правовом акте. По своей сути они являются актами правоприменения.

Важно понимать, что Конституционный Суд РФ интерпретирует нормы Конституции РФ не только нормативно, но и казуально; он осуществляет нормативное толкование не только положений Конституции РФ, но и проверяемых нормативных правовых актов в их конституционном смысле. И даже актам казуального толкования положений Конституции РФ нередко придается свойство нормативности. Однако в главе XIV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» речь идет именно о нормативном толковании Конституции РФ в том смысле, что интерпретация конституционных положений не находится в прямой связи с конкретным делом об оспаривании конституционности правового акта или с разрешением спора о компетенции.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ и органы законодательной власти субъектов РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, ст. 105 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Нетрудно заметить, что перечень субъектов, обладающих правом на обращение с запросом о толковании Конституции РФ, является более узким по сравнению с лицами, наделенными правом запроса о проверке конституционности нормативных правовых актов. В число субъектов права инициативы официального толкования Конституции РФ не входят, во-первых, группы парламентариев определенной численности (запрос направляют только палаты Федерального Собрания); во-вторых, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, в-третьих, органы исполнительной власти субъектов РФ. Разумеется, официальная интерпретация конституционных норм не может быть инициирована другими судами и гражданами. При возникновении неопределенности в понимании положений Конституции РФ указанные лица должны проявлять инициативу официального толкования конституционных норм через обращение в адрес органов, указанных в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ либо интерпретировать нормы Конституции РФ самостоятельно.

Главой XIV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не устанавливаются какие-либо критерии допустимости запроса, пределы толкования или требования к итоговому решению. Это обусловлено спецификой дел о нормативном толковании конституционных положений в деятельности конституционного правосудия. Лицо, обратившееся с запросом в Конституционный Суд РФ, должно обосновать наличие неопределенности в понимании положений Конституции РФ (что является основанием к обращению в Конституционный Суд РФ по смыслу ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В свою очередь, Конституционный Суд РФ несет публично-правовую обязанность устранить обнаружившуюся неопределенность посредством ясной, однозначной и недвусмысленной интерпретации конституционного текста. В итоговом решении Суд разъясняет положения Конституции РФ в той форме, в какой сочтет необходимым.

Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, их объединений и иных субъектов правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: