Понятие, виды и проблемы реализации фискальной политики

В рамках данной темы необходимо изучить следующие вопросы: понятие, типы, инструменты, механизм и роль фискальной политики.

Фискальная политика – составная часть экономической политики государства, направленной на регулирование экономики. Обратите внимание, что задача фискальной политики – не только обеспечение сбалансированного бюджета, но и корректировка динамики ВВП в желаемом направлении, обеспечение сбалансированности экономики. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, следовательно, и на объем национального производства и занятости. Важно подчеркнуть, что фискальная политика – инструмент регулирования спроса и предложения, инструмент в борьбе с циклическими колебаниями, инфляцией.

Позитивная фискальная политика – процесс установления государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчетом, чтобы они: гасили колебания экономического цикла и вели к поддержанию развивающейся экономики высокой занятости, свободной от высокой инфляции.

Далее необходимо подробнее остановиться на стимулирующей (направлена на оживление деловой активности) и сдерживающей (направлена, в первую очередь, на сдерживание инфляции) фискальной политике.

Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика предусматривает рост госрасходов и (или) уменьшение налогов, или и то и другое одновременно (так как мультипликационный эффект от госрасходов больше, чем от снижения налогов). При этом неизбежно возникает дефицит госбюджета, который в условиях неполной занятости оказывает стимулирующее воздействие.

Обратите внимание на рисунок 13, из которого видно, что стимулирующая фискальная политика приводит к росту совокупного спроса, реальный объем производства растет от Y1 до Y2. Важно понимать, что эти меры можно применять лишь на кейнсианском участке кривой совокупного предложения (AS). На вертикальном отрезке они спровоцируют лишь инфляцию и не дадут стимулирующего эффекта.

Уровень цен

Р AD2 AS

AD1

 
 


Y1 Y2 Y

Реальный объем производства

Рисунок 13 - Последствия стимулирующей фискальной политики

Сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика предусматривает уменьшение госрасходов и (или) увеличение налогов, или и то и другое одновременно. В результате возникает положительное сальдо (излишек) госбюджета.

При изучении данной темы следует внимательно подойти к рассмотрению дискреционной и недискреионной (автоматической) фискальной политике.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Важно подчеркнуть, что при дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов [1].

Теоретическое исследование автоматической фискальной политики будет не полным без глубокого изучения действия встроенных стабилизаторов. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице), проекты общественных работ и система участия в прибылях [1]. Целесообразно изучить механизм их действия подробнее.

Обратите внимание на то, что степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Механизм действия автоматической фискальной политики представлен на рисунок 14.

Государственные расходы, G,

налоговые поступления Т

 
 


Т(налоговые поступления)

избыток

G

дефицит

Y1 Y0 Y2 Y

Реальный объем производства,

доход

Рисунок 14 - Автоматическая фискальная политика

Наклон кривой Т зависит от величины налоговой ставки. Если налоговая ставка t постоянна (то есть система налогообложения пропорциональна), то T= tY.

Все объемы производства меньше Y1 – обеспечиваются дефицитом бюджета, объемы производства больше Y1 обозначают производство при избытке госбюджета. Политика встроенных стабилизаторов направлена на то, чтобы в случае спада экономики увеличить госбюджет, что препятствует дальнейшему спаду. В случае подъема налогов и их поступлений должно произойти уменьшение бюджетного дефицита и сокращение инфляции.

Следует подчеркнуть, что фискальной политике присуще как положительные, так и отрицательные свойства. Положительная сторона фискальной политики – она может автоматически, без постороннего вмешательства обеспечивать бюджетные поступления в зависимости от уровня экономической активности. Но обратите внимание и на проблемы реализации фискальной политики. Среди них:

1) дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. Дискреционной политике свойственны три лага: лаг распознавания – промежуток времени между фактическим появлением безработицы или инфляции и моментом их фиксации; административный лаг – время между фиксацией факторов безработицы или инфляции и моментом принятия соответствующих мер воздействия; функциональный лаг – отрезок времени между задействованием этих мер и достижением из результатов относительно уровня экономической активности. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента;

2) политические проблемы реализации: наличие других целей; пристрастие к стимулирующим целям; политический деловой цикл, который обусловлен сроками переизбрания;

3) инфляционный потенциал стимулирующей фискальной политики через стимулирование AD (возможно стимулирование только на кейнсианском отрезке, эти проблемы в какой-то степени решает недискреционная политика).

4) возможность перераспределения компонентов совокупного спроса (AD), а не его рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: