Темы творческих работ

1. “Язык всем знаниям и всей природе ключ” (Г.Р. Державин).

2. “Народ выражает себя в языке своём” (И. И. Срезневский).

3. “Словом совершают много великих дел” (Сократ).

4. “Способность убеждать словом составляет величайшее благо и даёт людям как свободу, так равно и власть над другими людьми” (Платон).

5. “Слово есть не что иное, как культура в её специфическом выражении” (Г.О. Винокур).

6. “Недостаточно знать, что следует сказать, необходимо также сказать это как должно” (Аристотель).

7. “Самые правила языка не изобретаются, а в нём существуют” (Н.М. Карамзин).

8. “Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать” (А.П. Чехов).

9. “Выражается сильно российский народ!” (Н.В. Гоголь).

10. “В словах и выражениях у нас нет недостатка, умейте только отыскать их и пустить в ход” (В.И. Даль).

11. “Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности” (А.С. Пушкин).

12. “Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей” (М. Горький).

13. “Кто говорит, тот сеет; кто слушает – пожинает” (русская пословица).

14. “Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их” (Л.Н. Толстой).

15. “Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего и не хочет” (русская пословица).

16. “Словарь – это вселенная, уложенная в алфавитный порядок” (А. Франс).

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вариант 1.

1. К какой ветви славянских языков относится русский язык?

А. южнославянской;

Б. восточнославянской;

В. западнославянской.

2. Выберите правильный вариант:

А. русский литературный язык – форма национального языка;

Б. русский литературный язык и русский национальный язык – это тождественные понятия;

В. русский национальный язык – это форма русского литературного языка.

3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении: Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит?

А. территориальный диалект;

Б. жаргон;

В. просторечие.

4. Какой из признаков не характерен литературному языку?

А. нормированность;

Б. кодифицированность;

В. факультативность употребления.

5. Что такое старославянский язык?

А. предок славянских языков;

Б. первый письменный язык славян;

В. древнерусский язык.

6. Какой из факторов не является стилеобразующим для разговорного стиля?

А. объективность речи;

Б. экспрессивность;

В. спонтанность речи.

7. Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, «переведите» фразу в письменную форму.

Если бы президент захотел внести Зубкова, он бы сразу бы это сделал, но, как говорится, «всякому овощу…».

8. Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение общаться и добиваться своей цели с помощью средств языка.

А. нормативный;

Б. коммуникативный;

В. этический.

9. Правильность произношения регулирует…норма:

А. орфоэпическая;

Б. орфографическая;

В. лексическая.

10. К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить значение слова?

А. толковый;

Б. орфографический;

В. энциклопедический.

11. Неверным является произношение:

А. ср`едства;

Б. `отраслей;

В. пр`иняла.

12. Верным является произношение:

А. афёра;

Б. т[э]рмин;

В. осуждённый.

13. Выберите из двух предложенных вариантов точное значение слова жилищный:

А. предназначенный для жилья, обитаемый;

Б. относящийся к строительству, благоустройству, эксплуатации жилья.

14. Какое из плеонастических выражений допустимо в современном русском литературном языке?

А. период времени;

Б. свободная вакансия;

В. букинистическая книга.

15. Какое значение имеет слово габариты?

А. предельные внешние очертания предметов, размер;

Б. большие, громоздкие предметы.

16. Выберите правильный вариант:

А. одеть пальто;

Б. надеть пальто.

17. Укажите неправильное употребление глагола.

А. кушать подано;

Б. по утрам я обычно не кушаю;

В. скушай, малыш, яблочко.

18. Какое значение имеет фразеологизм Тришкин кафтан?

А. нечто, при исправлении которого происходит нарушение в чем-то другом;

Б. документ, который не имеет юридической силы.

19. Укажите правильную грамматическую форму.

А. (горжусь) Ириной Вараввой;

Б. (горжусь) Ириной Варавва.

20. Выберите правильную грамматическую форму.

А. килограмм помидор;

Б. килограмм помидоров.

21. Перепишите предложение, раскрыв скобки и записав числительные словами.

В 2 483 (километр) от Москвы находится город Изборск.

22. Какую из форм глагола нужно вставить вместо многоточия:

У него … две семьи: одна законная, другая тайная.

А) были;

Б) было.

23. Запишите, раскрыв скобки:

На планете (Венера), в городе (Москва), супруги (Ткачук), с республикой (Индия), подготовка и руководство (специалисты), манкировать (обязанности), согласно (указ).

24. Какое из словосочетаний противоречит норме литературного языка?

А. отзыв научного руководителя на работу студента И.А. Петрова;

Б. отзыв научного руководителя о работе студента И.А. Петрова.

25. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении однородных членов.

А. Для правительственного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение их применять.

Б. Конфликт можно было разрешить, прибегнув к обычным дипломатическим, а не провокационным методам.

26. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

А. Рассмотрев данный вопрос, наша фракция решила его не поддерживать.

Б. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение.

27. Определите ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант.

Использующаяся лексика за рамками литературного языка не может быть использована в текстах официальных документов.

28. Определите вид ошибки в построении данного тезиса.

Реформы в России лишь привели к ухудшению жизни: около пяти миллионов человек живут в ветхом, аварийном жилье. Около 40 миллионов россиян имеют доход менее прожиточного минимума. Особо нужно сказать о наших российских женщинах – нет движения по улучшению условий труда, по облегчению ухода за ребенком. Многим депутатам дан наказ – улучшить медицинское обслуживание. Образование тоже испытывает большие трудности.

А) потеря тезиса;

Б) «лоскутное одеяло»;

В) «утопленный» тезис;

Г) ассоциативный тип построения тезиса.;

Д) подмена тезиса.

29. Укажите риторическую фигуру, использованную в высказывании: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка все чаще оказываются несвежими – их приходится выбрасывать, даже не попробовав.

А. метафора;

Б. перифраз;

В. оксюморон.

30. Запишите, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы:

(В) случа… принятия решения; необходимо иметь (в) виду; исполнять (в) соответстви… с договором.

Вариант 2.

1. К какой языковой семье относится русский язык?

А. уральской;

Б. индоевропейской;

В. алтайской.

2. Выберите правильный вариант:

А. русский литературный язык – это язык художественной литературы;

Б. русский литературный язык – это обработанная форма национального языка;

В. русский литературный язык – это русский национальный язык.

3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении: А мой-то вчера с работы какую-то фигню приволок! Весь калидор завалил!

А. территориальный диалект;

Б. жаргон;

В. просторечие.

4. Какой из признаков не характерен литературному языку?

А. устойчивость;

Б. историческая изменчивость;

В. нестрогая обязательность употребления.

5. Каким алфавитом не пользовались славяне?

А) кириллицей;

Б) глаголицей;

В) мефодьицей.

6. Какой из факторов не является стилеобразующим для официально-делового стиля?

А. объективность речи;

Б. стандартизованность;

В. спонтанность речи.

7. Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, «переведите» фразу в письменную форму.

И что бы мы, о чем бы мы сегодня ни рассуждали, ни говорили, из этого ничего не получится.

8. Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение говорить в соответствии с правилами русского литературного языка.

А. нормативный;

Б. коммуникативный;

В. этический.

9. Правильность и точность употребления слов регулирует…норма:

А. орфоэпическая;

Б. орфографическая;

В. лексическая.

10. К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить произношение слова?

А. орфоэпический;

Б. орфографический;

В. энциклопедический.

11. Неверным является произношение:

А. кат'алог;

Б. эксп'ерт;

В. крас'ивее.

12. Верным является произношение:

А. свёкла;

Б. новор’ожденный;

В. скурпулёзный.

13. Выберите из двух предложенных вариантов точное значение слова демократичный:

А. основанный на демократии, осуществляющий демократию;

Б. свойственный широким слоям народа, простой.

14. Какое из плеонастических выражений допустимо в современном русском литературном языке?

А. народный фольклор;

Б. народная демократия;

В. памятный сувенир.

15. Какое значение имеет слово занять?

А. дать взаймы;

Б. взять взаймы.

16. Какое значение имеет фразеологизм Притча во языцех?

А. небольшой рассказ, в котором есть назидание;

Б. предмет всеобщего обсуждения.

17. Укажите правильную грамматическую форму.

А. (вынесено обвинение) Сергею Аванесяну;

Б. (вынесено обвинение) Сергею Аванесян.

18. Выберите правильную грамматическую форму.

А. нет туфлей;

Б. нет туфель.

19. Перепишите предложение, раскрыв скобки и записав числительные словами.

Предложение одобрено 1876 (депутат).

20. Какое из словосочетаний можно вставить вместо многоточия?

К декану обратились….

А. трое студенток;

Б. три студентки.

21. Выберите правильный вариант:

А. станьте в очередь;

Б. встаньте в очередь.

22. Укажите неправильное употребление глагола.

А. пожалуйста, не ложите эти вещи на стол;

Б. эти вещи нужно класть на одно и то же место;

В. обязательно положите эти вещи на место.

23. Запишите, раскрыв скобки:

В Республике (Карелия), над городом (Москва), муж и жена (Майер), разобраться (проблема), памятник (Пушкин), упрекать (бездеятельность), понять и смириться (трудности переходного периода).

24. Какое из словосочетаний противоречит норме литературного языка?

А. по приезде в город он отправился в гостиницу;

Б. по приезду в город он отправился в гостиницу.

25. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении однородных членов.

А. В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, печений, кондитерских изделий, фруктов и вин.

Б. Большой недостаток испытывали колхозы и в машинах, и в инвентаре, а главное – в специалистах.

26. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

А. Уезжая из родного города, мне стало грустно.

Б. Уехав из родного городка, он неожиданно загрустил о нем.

27. Определите ошибку в построении предложения. Запишите правильный вариант.

Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться, что больной не перенесет очередной операции.

28. Определите вид ошибки в построении данного тезиса.

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения великого гуманиста Андрея Дмитриевича Сахарова, человека, который считал, что нравственные принципы должны быть выше любой политической целесообразности. И он доказал это всей своей жизнью. Мне представляется безнравственным поведение Государственной Думы, которая, по сути дела, заняла позицию умолчания в отношении событий, которые сегодня происходят на границе Грузии и Южной Осетии.

А) потеря тезиса;

Б) «лоскутное одеяло»;

В) «утопленный» тезис;

Г) ассоциативный тип построения тезиса.;

Д) подмена тезиса.

29. Укажите риторическую фигуру, использованную в высказывании: И не дискуссия это никакая, а так, болтовня, треп, ерунда, чушь!

А. олицетворение;

Б. градация;

В. эпитет.

30. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Во) избежани… недоразумений; (в)последстви…выяснилось; (за) счет дополнительных средств.

31. Определите стиль и функциональный тип речи в данном тексте. Озаглавьте его. Определите способ изложения материала (индуктивный, дедуктивный, аналогии, концентрический, хронологический, ступенчатый). Определите и выпишите средства связи в тексте.

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII вв. до н.э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большом количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество. Первый же банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были приём вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учётом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: