Тема 2.5. Психологическая характеристика готовности к школе

Основные понятия: виды психологической готовности, специальная готовность, общая личностная готовность, принцип оценки готовности

Психологическая готовность к школьному обучению – система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе. Различаются такие виды психологической готовности к обучению в школе – специальная готовность и общая (личностная). В 1-м случае выделяются и измеряются показатели преимущественно интеллектуального, а также сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявленными в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами (нормами) сформированности интеллекта и сенсомоторной сферы. Если значения индивидуальных показателей попадают в зону допустимых значений (оказываются не ниже нижней границы), ребенок признается готовым к школьному обучению. В последние годы признается высокая вариативность региональных (групповых) стандартов и поэтому более разумным представляется сравнение инди­видуальных показателей с «групповым стандартом». В качестве варианта показателей специальной готовности могут быть использованы показатели осо­бенности программ дошкольного обучения (например, счет в пределах десяти, скорость чтения и т.п.).

Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т. д. Принцип оценки готовности остается тем же – сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.

В последние годы возникло и развивается предоставление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. По такому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) 6-летних детей.

Ребенок к 6 годам представляет собой в известном смысле личность: осознает свою половую принадлежность, отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает и какое должен занять, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. У него развита рефлексия, мотив «Я должен» преобладает над мотивом «Я хочу».

Одним из итогов психического развития дошкольника является готовность его к обучению в школе.

Каждый шестилетний ребенок уже имеет индивидуальные, личностные черты, мотивы и жизненные позиции.

Познавательные возможности шестилетних детей таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе.

У ребенка 6 лет достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано е впечатлениями.

Речь ребенка 6 лет тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение.

Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.

Все психические процессы детей 6 лет постепенно становятся все более произвольными, управляемыми. Особенно эффективно это происходит при специально организованных условиях.

Интеллектуальная готовность детей 6 лет к обучению в школе предполагает развитие у них психических процессов, сенсорное развитие, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого, наличие необходимого объекта знаний, усвоенных в системе, и др.

Эмоционально-волевая готовность заключает в себе положительное отношение к содержанию новой деятельности, стремление преодолевать трудности, достигать результата своей деятельности, умение организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок, умение вступать в контакт с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) и др.

Будущий педагог-психолог должен знать особенности познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, особенности мотивации поведения и деятельности старшего дошкольника, знать требования школы и систему взаимоотношений «ребенок – учитель», «ребенок – одноклассник», «ребенок – родители».

Чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, будущий специалист должен уметь: формировать у старшего дошкольника готовность и желание учиться; организовывать жизнь и деятельность ребенка по подготовке его к школе; сотрудничать с детьми в разных видах деятельности; осуществлять индивидуальный подход к детям; сопровождать психическое развитие детей 6-7 лет; пропагандировать психолого-педагогические знания среди родителей.

План практического занятия

1.Виды психологической готовности ребенка к обучению в школе.

2. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Обоснование создания тестовых батарей для изучения различных видов психологической готовности ребенка к обучению в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: