1. Письменно ответить на вопрос:
Как происходит у дошкольников интернализация социальных понятий и норм и как они применяют усвоенные нормы и понятия для установления дружеских отношений и ведения споров?
2.Решить задачи (письменно):
2.1. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Диме надоело играть, и он захотел выйти из игры.
Воспитатель предложил Диме спросить разрешение у капитана.
– Товарищ капитан, – обратился Дима к товарищу в роли капитана, – разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!». Дима беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
2.2. Вспомните описание опыта швейцарского психолога Ж. Пиаже (задачи на «сохранение количества вещества», предложенные детям 6-7 лет).
В опыте применялись два небольших сосуда, имеющих разную форму и равные размеры. В них наливалось равное количество воды. Ребенок видел, что воду из одного сосуда переливают в другой, более узкий и высокий. Ориентируясь на уровень воды, ребенок говорил, что ее стало больше.
|
|
В исследования советских ученых (Л.Ф. Обухова и др.) доказано, что данный феномен легко снимается уже у детей 4-5 лет, которых специально обучали.
Каким образом, с помощью каких приемов обучения доказана возможность снятия феномена Ж. Пиаже «о сохранении количества вещества» у детей 5-6 лет?
2.3. Опишите особый вид зрительной памяти дошкольника, который называется в психологии «эйдетической памятью».
2.4. Кириллу (4 г. 5 мес.) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили назвать изображенные предметы. Мальчик не сумел назвать многие предметы, только что рассмотренные им на картинках.
Андрюше (4 г. 5 мес.) дали рассмотреть эти же картинки и попросили отдельно отложить изображения тех предметов, которые могут понадобиться для кухни, детской комнаты, двора. Затем картинки у него тоже забрали и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик назвал все слова.
Какие особенности развития памяти дошкольника отражены в этих примерах?
Охарактеризуйте особенности развития памяти дошкольника.
2.5. Среди родителей бытует мнение, что дошкольников надо ограждать от сложных переживаний, связанных с болезнью близких, жестокостью, несправедливостью и другими жизненными трудностями. Ребенок не должен переживать чувство страха.
Правы ли родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку?
3.Подготовить конспект двух методик по изучению особенностей психического развития в дошкольном детстве (на выбор студента).
|
|
Литература:
1.Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 86-150.
2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В. Н. Белкина. – М.: Академический проект, 2005.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.,1986.
4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб., 2006. С.349-448.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2002.
6. Мюссен, А. Развитие личности ребенка [Текст] / А. Мюссен. – М.,1987.
7. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.,1995.