Определение рыночной стратегии предполагает выбор такой линии поведения, которая приблизила бы потенциальные возможности банка к требованиям рынка.
Сегментация рынка означает дифференциацию совокупной массы потребителей банковских услуг на отдельные группы, предъявляющие к ним неодинаковые требования. Обычно выделяют следующие группы (см. схемы 23, 24).
Схема 23. Группы потребителей
Каждая группа может быть разбита на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями: экономическими, географическими, демографическими, психологическими и т.д.
Например, по физическим лицам возможна сегментация:
· на богатых и массовых клиентов;
· по возрасту (молодежь, средний возраст, пенсионеры);
· по социальному статусу и т.д.
Соответственно при ориентации на состоятельных клиентов предлагаются срочные депозиты типа «номерного» вклада от 10000 рублей и выше под достаточно высокий процент, пенсионерам предлагается набор различных видов вкладов, сочетающих небольшую минимальную сумму вклада, возможность ежемесячного снятия процентной суммы и относительно высокого процента.
![]() |
Схема 24. Группы банковских продуктов
Чем глубже сегментация по продукту, тем больше возможностей привлечь новых клиентов или расширить объем услуг старым клиентам. Выделяют: маркетинг кредитного рынка, маркетинг депозитного рынка, маркетинг рынка ценных бумаг и валютного рынка.
Задачи специалистов-маркетологов в банке:
· правильно оценить целевые рынки банковских услуг по следующим критериям:
– текущая доходность;
– допустимая степень риска;
– перспективы роста стоимости активов;
– количественная оценка рынка (потенциал, объем, доля банка на рынке);
· выбор соответствующей оценке рынка стратегии:
– концентрированный маркетинг (концентрация маркетинговых усилий на каком-то одном сегменте; используется, как правило, при завоевании новых рынков);
– дифференцированный маркетинг (ориентация банка на два или более различных рыночных сегмента – более гибкая стратегия, позволяющая приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре рынка);
– массовый (недифференцированный) маркетинг (единая программа предоставления услуг всем группам клиентов, предполагает относительно низкие издержки на маркетинг при многообразии оказываемых услуг).
Недостатки стратегии дифференцированного и массового маркетинга связаны с необходимостью преодолевать мощную конкуренцию других кредитных организаций. При концентрированном маркетинге, кроме конкурентной борьбы, требуются усилия по поиску инновационного продукта и большие затраты на его продвижение на рынок, особенно на рекламу.
· отбор необходимых инструментов для реализации выбранной маркетинговой стратегии.
Конкретная комбинация маркетинговых инструментов (схема 25) в соответствии с поставленными целями и задачами называется маркетинговой смесью.
Схема 25. Инструменты маркетинга

Схема 26. Система сбыта
III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга.
![]() |
Схема 27. Реализация выбранной стратегии маркетинга
Планирование предполагает разработку таких банковских продуктов или услуг, которые соответствовали бы потребностям клиентов и обеспечивали банку, определенную прибыль.
Планирование включает:
· определение ассортимента услуг по:
– ширине (количество групп данного вида услуги), например, кредиты краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
– глубине (количество позиций в группе), например, краткосрочные кредиты только юридическим лицам или юридическим и физическим лицам; юридическим лицам – всех организационно-правовых форм или всем, кроме предприятий малого бизнеса;
· обновление ассортимента услуг;
· выбор политики ценообразования;
· определение каналов товародвижения;
· учет жизненного цикла банковского продукта (стадия внедрения, стадия зрелости, стадия спада).
Разработка продукта (услуги) представляет собой конкретные действия служб маркетинга по оказанию услуги, которые включают:
· подготовку нормативных документов;
· обучение сотрудников;
· разработку технологии банковских операций;
· определение способов внедрения продукта (услуги) на рынок;
· испытание качества инновации (предложение узкому кругу клиентов).
Система сбыта – организация деятельности банка по продвижению продуктов (услуг) на рынок. Основные виды и формы сбыта, представлены на схеме.
В этой схеме преобладают контакты сотрудников банка с клиентом.
Новые системы распространения продуктов связаны с автоматизацией банковских технологий (увеличением электронных способов обслуживания клиентов). Широкое распространение получили пластиковые карточки, видеофоны, подключение персональных компьютеров клиентов к сети банка для осуществления банковских операций.
В банковской практике США и др. развитых странах появились так называемые киоски, позволяющие предоставлять финансовые услуги в любое время и независимо от региона, клиенты при этом могут контролировать свои счета через свой монитор.
Стимулирование сбыта проводится по трем направлениям:
· стимулирование потребителей (процентные ставки, персональные услуги, скидки постоянным клиентам, лотереи и т.п.);
· стимулирование сотрудников банка (поощрения за высокое качество обслуживания клиентов, за расширение объема каких-либо услуг, за новации по разработке продуктов);
· стимулирование посредников, при помощи которых банк продвигает свои услуги (страховые компании, СМИ, брокеры, дилеры и т.д.)
Методы стимулирования разнообразны: совместная реклама, взаимосвязь предоставляемых услуг, помощь в продвижении услуг партнера и т.п.
Организация продаж включает:
· организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения;
· организацию каналов продвижения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне;
· выбор методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (рекламные компании, публичные мероприятия, доставка услуг прямо к клиенту – "банк на дому", предложение сопутствующих услуг и т.д.);
· изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг (приложение 1).
IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности.
Схема 28. Оценка результатов маркетинговой деятельности
Оценка результатов маркетинга является исходным моментом в новом воспроизводственном цикле управленческих решений и их реализации (схема 28).








