Тема 3. Возникновение и развитие аксиологии

С начала возникновения в философии используются понятия, имеющие аксиологический смысл: «Красота», «Добро», «Благо», «Истина», «Любовь» и т.п. Эти понятия являются формой обозначения качеств бытия человека, выделяемых им как сущностно необходимые, как значимые сами по себе.

Предметом специального изучения ценности стали после того, как Иммануилом Кантом было выполнено теоретическое отделение сферы сущего от сферы должного, которое привело к тому, что проблема ценностей попала в фокус явного знания. «Сущее именно потому, что оно существует реально, может быть подвергнуто описанию и объяснению, т.е. является предметом науки. Но должного реально еще нет: оно всегда лишь предмет желаний и устремлений, зависящих от субъекта, а потому природа значимости не может быть предметом строгой науки. В результате складывается особая сфера знания – аксиология – учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей» (45, с. 196).

Формально возникновение аксиологии как раздела философии связывают с книгой Р.Г. Лотце «Микрокосмос» (три её части издавались с 1856 по 1864г.г.). Термин «аксиология» был введен в оборот в начале ХХ века П. Лапи и Э. Гартманом. Для рождения нового направления в философии также особое значение имели мысли Паскаля о “логике сердца”. Говоря о ней, он выделил существование двух типов суждений человека суждения чувства человека (суждения сердца) он отделил от суждений его математического рассудка. В своих исследованиях Паскаль первым использовал понятие «ценность».

Ценности обратили на себя внимание как то, что выполняло в обществе регулятивную функцию, которая заключается, прежде всего, в формирование единства социальных общностей. Было осознано, что единство в обществе возникает за счет признания, принятия его членами обязательным для всех определенных способов (форм) организации отношений между членами этого общества, между людьми и природой, между своими и чужими и т.п.; определенных качеств индивидов, а также определенных качеств материальной культурной и природной среды. Эти качества жизни воспринимаются людьми как совершенные образцы, как нормативные, традиционные, как идеалы,как ценности. Поэтому, в первых аксиологических исследованиях Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта, разрабатываемых на основе учения И.Канта, предметом исследований выступали ценности, существующие во всех социальных общностях, принадлежащих к разным культурам и относящихся к любому историческому периоду. Такие ценности Кант назвал трансцендентными, Виндельбанд – вечными, абсолютными или высшими, Риккерт – теоретическими. В наше время такие ценности стали называть общечеловеческими.

Теории И. Канта, Р. Г. Лотце, В. Виндельбанда, раннего Г. Риккерта в классификации аксиологических теорий Владимира Ильича Плотникова (45) отнесены к группе теорий аксиологического трансцендентализма. В этих теориях ценности рассматриваются как нечто, возникающее вне сферы бытия человека, над ней, т.е. как трансцендентальное, т.е. «выходящее за».

Дальнейшее развитие аксиологии связано с возникновением аксиологических теорий, в которых в качестве источников возникновения ценностей рассматривались различные сферы бытия человека. В связи с этим произошло уточнение качеств и функций ценностей. Практически одновременно возникают и начинают развиваться теории, которые В.И. Плотников относит к следующим группам:

1. теории аксиологическиого нормативизма (ранний В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс, В. Дробницкий, В. Тугаринов, М. Каган и др.) (источник возникновения ценностей – общество, общественные отношения);

2. теории аксиологического психологизма (В.Вунд, Ф. Брентано, А. Мейнонг, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, В. Васильев и др.) (источник возникновения ценностей – индивид, его психика);

3. теории аксиологического онтологизма (Н.Гартман, М.Шелер, поздний В. Дильтей, поздний Г. Риккерт, Б. Вышеславцев, В.И. Плотников, А.Б. Невелев, Н.Л. Худякова и др. (источник возникновения ценностей – сознание человека, воспринимающее мир как целостность).

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие поведения животного от поведения человека?

2. Каким образом поведение человека соотносится с деятельностью?

3. Какую роль в поведении человека выполняют инстинкты и опыт, приобретенный при жизни индивида?

4. В чем суть психофизиологической теории построения движений Н.А. Берштейна? Чем эта теория отличается от учения о рефлексах И.П. Павлова?

5. Что является основой поведения человека?

6. Что такое аксиология?

7. Что является предметом познания в аксиологии?

8. С какими идеями связывают возникновение аксиологии?

9. Какие группы аксиологических теорий выделяют в аксиологии?

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе рефлексии выявите ценности. Определяющие направленность вашей жизни, вашего поведения и деятельности.

2. Сделайте конспект работы Агацци Э. «Человек как предмет философии».

3. При помощи Интернета найдите различные трактовки понятия «ценность» и произведите анализ содержания этого понятия на основе предложенной в теме 2 модели анализа.

4. При помощи Интернета или на основе работы М.С. Кагана (31) найдите информацию о различных способах классификации аксиологических теорий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: