Особенности оздоровительной и воспитательной работы с детьми, воспитывающихся в интернатных учреждениях

Учреждения интернатного типа призваны создавать благоприятные условия для социализации, роста и развития детей, оставшихся без попечения родителей. Неблагоприятные средовые воздействия родительской семьи, биологической и социальной среды негативно сказываются на формировании растущего ребенка, уменьшая возможности для реализации талантов и одаренностей, резистентности к болезням, достижению долголетия, успешной социальной адаптации.

Одним из важных аспектов проблемы гуманизации образовательной среды является создание здоровьесберегающего пространства в социально-образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы условия организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности были рассмотрены с позиций здорового образа жизни растущего человека.

Знание внутреннего мира ребенка, лишенного родительского попечения, его психофизиологических особенностей в разные онтогенетические периоды, умение во время уловить первые признаки отклонений от нормы психического и физического развития – необходимое условие предупреждения нежелательных явлений в формировании личности. Объединенные усилия врачей, педагогов, психологов и социальных педагогов должны быть направлены на укрепление защитных и адаптационных механизмов, на повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным воздействиям, на всемерное оздоровление окружающей среды. Только таким путем может быть решена задача создания максимально благоприятных условий для развития здоровой, социально зрелой личности.

Программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений интернатного типа должна включать два основных направления: диагностику состояния здоровья и реализацию комплекса коррекционно-оздоровительной работы. Воспитательно-образовательная деятельность, направленная на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, включает в себя занятия, помогающие сформировать у детей специальные знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. Такие занятия являются для детей своеобразным испытательным полигоном для осуществления первых попыток самостоятельной работы над собой, своим телом, эмоциями, над развитием коммуникативных способностей, воспитания гуманного отношения к миру, к окружающим людям и самому себе.

Основной акцент необходимо делать на использовании педагогических средств обеспечения здоровья. Большим ресурсом обладают художественно-эстетические средства, методы театрализации, положенные в основу различных учебных занятий, включая уроки валеологии, которые способствуют психическому саморазвитию детей и формированию у них групповой сплоченности. Подвижные игры и самостоятельные занятия по физическому саморазвитию, способствуют общему физическому развитию детей, а также нормализации их психического состояния. Физическая активность выступает как необходимая часть образа жизни людей, как область удовлетворения жизненно необходимой потребности в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации единой цели становления гармонично развитой личности и ее физического совершенства. Основными принципами организации физического воспитания детей в интернатном учреждении являются следующие: физическая нагрузка, адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья; сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами; обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости организма; обязательный медицинский контроль за физическим воспитанием и медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей интернатного учреждения регламентируется медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом. Особенность работы врача в интернатном учреждении заключается в том, что он участвует во всей методической, организационной и воспитательной работе учреждения. Педагог решает вопросы организации жизни детей, их обслуживания и реабилитации совместно с врачом. Врачи и педагоги совместно обучают персонал, контролируют и планируют его работу.

Педиатры пользуются данными педагогов об уровне нервно-психического развития детей, об их поведении при написании эпикризов и назначении оздоровительных мероприятий. Педагоги в свою очередь получают от врачей сведения о состоянии здоровья детей и учитывают их при планировании занятий.

Не должно быть разницы в оценке уровня развития ребенка и состояния его здоровья в документации врача и педагога. Ее наличие свидетельствует о незнании истинного состояния ребенка, а при этом не может быть и правильных назначений. В настоящее время большинство интернатных учреждений специализированные (имеют группы для детей с выраженной неврологической патологией и для детей с так называемыми пограничными состояниями).

Для скорейшей реабилитации детей в штате интернатного учреждения предусмотрены должности врача-невропатолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора лечебной физкультуры. В оздоровительно-воспитательной работе осуществляется комплексный и единый подход к детям со стороны педиатра, педагога и специалистов.

Согласованность, единство в работе медико-педагогического персонала так же, как и выполнение всех необходимых условий, определяет эффективность реабилитации детей и обеспечение хорошего состояния здоровья, физического и психического развития в соответствии с возрастом, что является основной задачей учреждения интернатного типа.

Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в интернатных учреждениях вытекают из специфики поступающего туда контингента детей и тех условий, в которых живут и воспитываются дети.

Изначально у преобладающего большинства детей – неблагополучный биологический анамнез: патологическое течение беременности и родов, заболевания периода новорожденности, поэтому состояние здоровья детей уже в момент поступления далеко от оптимального; дети первой группы здоровья встречаются только в виде исключения.

В социальном анамнезе у детей, поступающих в интернатные учреждения, отмечаются факторы неблагополучия, о чем свидетельствует уже сам факт поступления. Как правило, имеет место сочетанное неблагополучие в анамнезе, хотя сведения об этом в сопровождающей документации часто неполные или вообще отсутствуют.

Это затрудняет дифференцированное планирование оздоровительной работы и воспитательных воздействий. Нельзя не остановиться и на том обстоятельстве, что многие дети поступают в дом ребенка из стационара, где они длительно находились на излечении.

Это накладывает отпечаток как на состояние здоровья ребенка (он поступает ослабленным), так и на его развитие (имеется в виду отставание как физического, так и психического развития). Такому ребенку оздоровительно-воспитательные мероприятия должны назначаться дифференцированно. Таковы особенности состояния здоровья детей, поступающих в социально-образовательные учреждения.

Среда, в которой живет и развивается ребенок, имеет объективные специфические параметры, характерные для социальной микросреды подобного типа учреждения.

К ним относятся: стандартное оборудование группы, в которой дети живут, однотипность вещей и игрушек, находящихся в их распоряжении, малая возможность уединиться от сверстников, постоянный дефицит индивидуального общения со взрослым и недостаток впечатлений.

Все это накладывает отпечаток на поведение детей. Для них характерны вспышки возбуждения, трудность торможения реакций, быстрое развитие утомления, фазовые состояния, негативные реакции, малая социальная адаптабельность (дети трудно привыкают к новому). У них часто грустный взгляд.

Если персонал не стремится к активному преодолению специфических факторов среды и уменьшению их негативного влияний на ребенка, то могут возникнуть стереотипные реакции, такие как раскачивание, сосание пальцев, двигательное возбуждение при недостаточной двигательной активности.

Вследствие этого замедляется темп обучения, медленно закрепляются умения, отмечается недостаточность ориентировки в окружающем, страдает координация движений, снижается речевая активность, речь монотонна. Игры детей-сирот однообразны и неразвернуты. Показатели нервно-психического развития не соответствуют возрастным нормативам.

При организации педагогической работы в детском доме необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей дошкольного возраста. Задачи воспитания детей вытекают из общих задач гуманистического воспитания – физического, умственного, нравственного и эстетического, что включает в себя охрану здоровья детей, в том числе нервной системы, обеспечение гармоничного физического развития и умственного развития (память, внимание, мышление, речь, сенсорное развитие, игра, конструктивная и изобразительная деятельность), эстетического и нравственного воспитания, обеспечение выполнения воспитанниками правил поведения, привитие культурно-гигиенических навыков, формирование личности.

Нормальное развитие и уравновешенное поведение детей возможно лишь при четком выполнении всех разделов воспитательно-оздоровительной работы и в первую очередь режима и режимным процессов.

Важным средством, обеспечивающим физическое и умственное развитие детей, является организация самостоятельной деятельности и обучения. Наряду с обучением многое дают детям прогулки, активное общение с природой, наблюдение за трудом взрослых, игрой старших детей, движением транспорта и др. Ценность прогулки состоит в том, что дети могут удовлетворить потребность в движениях. Смена обстановки и характера деятельности способствует предупреждению утомления. Сам выход на прогулку уже следует расценивать как смену деятельности детей: они рассредоточиваются на участке, отдыхают друг от друга, играют игрушками, которых нет и помещении. Очень хорошо, когда дети гуляют не только на своем участке, но и выходят за пределы территории дома ребенка. Это облегчает тренировку адаптационных механизмов и способствует расширению кругозора детей.

Основными задачами физического воспитания детей раннего возраста являются укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков и основных движений (ходьба, бег, лазание, прыжки и метание), а также воспитание физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.).

Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, прививает любовь к спорту. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы.

Физическое воспитание детей осуществляется в соответствии с программой воспитания, выполнение требований которой предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Принципы физического воспитания детей базируются на закономерностях их физического и нервно-психического развития. По мере развития и дифференцировки центральной нервной системы (ее созревания) у ребенка появляются статические и двигательные функции, возникновение и упрочение которых определяется как внутренними, так и внешними факторами.

Организация воспитательной работы в условиях интернатного учреждения основана на следующих принципах: Принцип творческого начала. Под этим понимается хорошо продуманная по содержанию, четко организованная по форме, но с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза. Особенно это важно для воспитанников детских домов, которые в силу обстоятельств лишены должного социального опыта. Проведение воспитательных мероприятий с элементами непредсказуемости способствует формированию у детей различных вариантов реагирования; приучает их к неожиданностям взрослой жизни и тем самым работает на развитие механизмов социальной адаптации. Это разноплановость решения одной и той же воспитательной проблемы с максимальной ориентировкой на личность ребенка, а не на усвоение программного материала.

Личностно-ориентированный подход – формирование основ адекватного обращения воспитанника с разными социальными группами, с взрослыми, сверстниками и т.д. через развитие у него стремлений.

Традиционно считалось, что воспитатель - это взрослый педагог, авторитет которого позволяет ему передавать уже имеющиеся формы поведения, которые с его точки зрения кажутся правильными, а воспитанник обязан усвоить эти образцы. В результате такого учебно-дисциплинарного подхода формируется система взаимоотношений, при которой один «дает», а другой «берет» (обязан брать) условно принятые стандарты поведения. В итоге, мы получаем подростков, привыкших лишь к потребительским вариантам взаимоотношений. В условиях же детского дома это ощущается особенно остро: подростки уже требуют, чтобы их кормили, поили, одевали и развлекали.

Личностно-ориентированный подход предусматривает устранение таких иждивенческих отношений, так как он ориентирован на организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы воспитанники сами открывали свои возможности в решении поставленных воспитателем задач. Функция же воспитателя будет заключаться в организации воспитательных мероприятий, в ходе которых будут развиваться желания ребенка приобщиться к миру человеческой культуры, будет расширяться диапазон его «хочу», а также усиливаться вера в его «могу». Воспитатель будет только передавать ему средства и способы для такого приобщения.

Принципы коррекционно-развивающей направленности. Учитывая специфику контингента воспитанников детских домов (дети с ЗПР, олигофренией в степени дебильности, девиантным поведением, соматически ослабленные и пр.), любое воспитательское мероприятие должно быть нацелено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка. Речь идет об обязательном включении в занятия упражнений по развитию памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.

Дело в том, что зачастую воспитанники не воспринимают в должном объеме информацию воспитателя, не всегда правильно ее понимают, быстро забывают, т.к. у таких учащихся слабо развиты механизмы логического мышления, памяти, внимания, И вместо того, чтобы «отрабатывать» определенные образцы и нормы поведения, более эффективным будет развитие у учащихся механизмов, при помощи которых они будут выбирать наиболее подходящий им вариант поведения.

Включение в занятие заданий с опорой на несколько анализаторов одновременно, чередование методов и приемов воспитания таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности воспитанников в ходе занятия, постановка проблемных и усложненных заданий - вот далеко неполный перечень тех приемов, которые помогают реализовывать принцип коррекционно-развивающей направленности.

Принцип единства обучения и воспитания направлен на сохранение единых подходов в организации обучения и воспитания личности; единых требований к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками; сохранение единой системы поощрений и наказаний, уровня требовательности к ученику; преемственности между учебными и воспитательными мероприятиями.

Принцип социально-практической направленности предполагает организацию всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями. Научить воспитанников владеть собой, владеть ситуацией, приспосабливаться к условиям, – вот практическая задача воспитателя. Цель каждого воспитателя содействовать наилучшему для того или иного ребенка, сочетанию его социализации, воспитания и саморазвития (Б.З. Вульф).

Другой аспект данного принципа - «практическое приобщение ребят к предпринимательству, менеджменту, хозрасчетному производству в их цивилизованных проявлениях, т.е в сочетании с духовностью и милосердием, с приобщением к знаниям и культуре. Помочь в преодолении трудностей к знаниям трудностей бытия. Речь идет о включении в воспитательную работу системы экономических знаний, которые сориентируют выпускников детских домов в пестроте разнообразных учреждений, форм собственности и пр., и научат их должным взаимоотношениям.

Таким образом, организация оздоровительной и воспитательной работы в интернатных учреждениях предполагает:

- предупреждение интеллектуальных, психических и физических перегрузок, которые могут привести к негативным для здоровья ребенка последствиям;

- предотвращение ситуаций, которые приводят к раздвоенности самооценки ребенка («хороший» для одних и «плохой» для других), т.е. гуманизация отношений в цепочке связей «педагог - воспитанник», «педагоги - воспитанники»;

- преимущество проблемного метода обучения, который ставит задачи, не давая готовых рецептов их решения, и тем самым способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка;

- формирование отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: