Особенности социализации детей-сирот

Социальная адаптация в дошкольной педагогике определяется, прежде всего, как медико-психолого-педагогическая проблема (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора; Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.), решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, хорошего медицинского обслуживания и правильной организации воспитательного процесса.

Значительное внимание проблеме приспособления к условиям общественного воспитания уделяется в совместных исследованиях ученых стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, У.Шмидт, И.Неймани, Ф.Дальто, В.Манова-Томова, А.И.Мышкис, Е.Полони, Р.В.Тонковой-Ямпольской и др.). Эта проблема определяется ими как проблема комплексного воздействия различных специалистов: медиков, педагогов и психологов. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Проблема социализации детей-сирот с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социализации, связанные, в конечном счете, с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из них называется "конформизм" - пассивное, лишенное личностного содержания принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.

Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко небезразлично для социального здоровья общества.

Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы. В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.

Специальную сферу деятельности представляет собой постинтернатная адаптация. Необходимо помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из специфического мира сиротского дома в сложный и трудный, находящийся в процессе ломки и становления современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Нужна служба, призванная служить "буфером", переходным из мира интерната во внешний мир; быть "перекрестком", средой общения, задающей определенный тон, создающей положительные ценностные представления; для молодых людей, делающих в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их успешность, увеличивать запас положительного опыта; вести кропотливую работу по преодолению отрицательной тяги к негативному жизненному выбору.

Таким образом, в России остро стоит проблема по улучшению социализации детей, лишившихся попечения родителей, одной из которых должна быть психолого-медико-педагогическая консультация с диагностическим стационаром для детей-сирот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: