Учебники. Философия науки / Под ред

Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2006.

Философия социальных и гуманитарных наук / Под общ. ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2008.

Дополнительная литература

Основы философии науки / А: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П. Фатхи Т.Б. – Р-на-Д: Феникс, 2005.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006.

Западная философия середины ХΙХ–ХХ веков

ХΙХ век в Европе и России без преувеличения можно назвать «ниспровергателем». Наиболее характерные отзывы о нем сводятся к тому, что это было время, в котором «срывались мифологические покровы», «развенчивались патриархальные иллюзии», «подвергались сомнению заповеди предков». В политической сфере он был отмечен многочисленными восстаниями и революциями, падением или ослаблением ряда европейских монархий, в науке – подрывом основ классической картины мира, в искусстве – наступлением эпохи критицизма, вызванного расхождением идеалов с действительностью, что повлекло за собой размывание единства стиля, выработанного еще в эпоху Ренессанса, и, как следствие этого, появление во всех жанрах художественного творчества стилистического многообразия, возникновения множества индивидуальных художественных миров.

Быстрые и радикальные перемены, порождавшие представления о парадоксальности действительности, непредсказуемости и хаотичности событий общественной жизни, ставили под сомнение даже «надежду просветителей XVIII века» – разум. Это приводило к резкому увеличению числа сторонников взглядов Шопенгауэра и Кьёркегора, не видевших в природных и социальных процессах какой-либо логики, либо не желавших подчиняться этой логике, то есть необходимости, апологетами которой являлись уже сходившие с философской сцены Спиноза и Гегель, отождествлявшие с ней, но только познанной, свободу.

Научные теории, отражавшие эту необходимость, сначала под влиянием социальных катаклизмов, затем под впечатлением процессов, происходящих в самой науке, объявлялись либо фикциями (Ницше), либо играющими чисто инструментальную роль конструкциями, не имеющими никакого отношения к истине.

В итоге сторонники Ницше стали искать истину в переживании, интуиции или откровении, а наиболее прагматичные – в пользе. Другие же, в основном представители мира науки, попытались найти ее в эмпирической реальности, то есть в доступных человеческим ощущениям фактах. Они получили название «позитивисты».

Однако начать историю современной философии следует с одного из влиятельнейших направлений XIX–XX веков – марксизма, ведущая роль которого в «срывании мифологических покровов» и «развенчивании патриархальных иллюзий» не вызывает сомнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: