МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С.И.Картышева
ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ВОРОНЕЖ 2012
Издано по решению учебно-
методического совета ВГПУ
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и физиологии А.Н.Корденко (ВГПУ)
доктор медицинских наук, профессор кафедры теории и методики ФК
А.И. Григорьев (ВГПУ)
Картышева С.И.
Физиология физических упражнений: Учебное пособие.– Воронежский государственный педагогический университет, 2012.– 161с.
В учебном пособии представлен теоретический и практический материал, необходимый при изучении дисциплины «Физиология физических упражнений».
Пособие адресовано студентам факультетов физического воспитания, тренерам, преподавателям работающих в области физической культуры и спорта.
|
|
.
Картышева С.И., 2012
Оформление. Воронежский
госпедуниверситет, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Физиология спорта как самостоятельный раздел физиологии человека, возникла в нашей стране в 20-х гг. прошлого столетия. Основоположниками данной дисциплины были: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, К.М. Быков и др. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л.А. Орбели и его ученику А.Н. Крестовникову.
Изучение физиологии физических упражнений занимает одно из важных мест в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Без знания того, как тело человека выполняет физическую работу и как реагирует на мышечную деятельность, невозможно правильно планировать учебно-тренировочный процесс. Современному тренеру и преподавателю физической культуры важно знать и понимать процессы, происходящие в организме при осуществлении мышечной деятельности не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для успешных занятий физической культурой с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, уметь использовать эти знания в практической работе.
Изложенный материал полезен с практической точки зрения не только специалистам в области физической культуры и спорта, но и всем тем, кто хочет оставаться здоровым и физически подготовленным.
Пособие составлено с учетом требований Федеральных Государственных образовательных стандартов и рекомендовано преподавателям и студентам высших учебных заведений, изучающих физиологию физических упражнений и спортивной деятельности.
|
|
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ЛЕКЦИЯ 1
АДАПТАЦИЯ К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА
План:
1. Адаптация, цена адаптации. Динамика адаптационных изменений в организме, ее стадии.
2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам.
3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам.
4. Функциональная система адаптации.
5. Физиологические резервы организма и их характеристика.
1. Адаптация, цена адаптации. Динамика адаптационных изменений в организме, ее стадии
Одной из важнейших проблем современной физиологии и медицины является исследование закономерностей процесса адаптации организма к различным факторам среды.
С физиологической точки зрения адаптация — это совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза.
Приспособительные изменения в здоровом организме бывают 2 - х видов:
1) изменения в привычной зоне колебаний факторов среды, когда система функционирует в привычных для ее условиях, т. е качественные и количественные характеристики факторов среды организму «известны» и их воздействие организм компенсирует своими резервными возможностями, сохраняя при этом относительное постоянство внутренней среды. Эту группу изменений называют обычными физиологическими реакциями, т.к. они не связаны с существенными физиологическими перестройками в организме и не выходят за пределы условной физиологической нормы.
2) изменения при действии факторов среды, имеющие качественные и количественные отличия от «привычных» показателей действующих факторов. При этом для сохранения гомеостаза внутренней среды организм должен включить дополнительные механизмы компенсаторных реакций. Эта группа изменений отличается значительным использованием физиологических резервов и перестройкой функциональных систем – это так называемые адаптационные сдвиги.
В динамике адаптационных изменений у спортсменов выделяют 4 стадии:
1. Стадия физиологического напряжения организма характеризуется преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозгаи распространением их на подкорковые и нижележащие двигательные и вегетативные центры, возрастанием функции коры надпочечников, увеличением показателей вегетативных систем и уровня обмена веществ. На уровне двигательного аппаратапроисходит увеличение числа активных двигательных единиц,дополнительное включение мышечных волокон, увеличение силы и скорости сокращения мышц, увеличение в мышцах гликогена, АТФ и креатинфосфата. Спортивная работоспособность в этой стадии неустойчива.
В этой стадии основная нагрузка ложится нарегуляторные механизмы− за счет их напряжения осуществляется приспособление физиологических реакций и метаболизма к возросшим физическим нагрузкам. При этом в некоторых случаях изменения функций организма могут носить выраженный характер.
2. Стадия адаптированности (тренированности) − физиологическую основу этой стадии составляет вновь установившийся уровень функционирования различных органов и систем для поддержания гомеостаза в конкретных условиях деятельности.Определяемые в это время функциональные сдвиги не выходят за рамки физиологических колебаний, а работоспособность спортсменов стабильна и даже повышается.
3. Стадия дизадаптации организма развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов и включения компенсаторных реакций вследствие интенсивных тренировочных нагрузок и недостаточного отдыха между ними. Процесс дизадаптации посравнению с процессом приспособления развивается медленнее, причем сроки его наступления, продолжительность и степень выраженности функциональных изменений зависят от индивидуальных особенностей организма. Данная стадия характеризуется еще и тем, что отсутствуют признаки активации нервной и эндокринной систем и имеет место некоторое снижение общей функциональной устойчивости организма.Это состояние может быть отнесено к предболезненному. При дизадаптации наблюдаются эмоциональная и вегетативная неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость, головные боли, нарушение сна; снижается умственная и физическая работоспособность.
|
|
Стадия дизадаптации по своим патофизиологическим основам в значительной мере соответствует состоянию перетренированности спортсменов.
4. Стадия реадаптации возникает после длительного перерыва в систематических тренировках или их прекращении совсем и характеризуется приобретением некоторых исходных свойств и качеств организма.
Таким образом, каждая из перечисленных стадий характеризуется своими функциональными изменениями и регуляторно-энергетическими механизмами. Принципиальное значение в спорте имеют две первые стадии. Применительно к общей схеме адаптации такие стадии свойственны людям в процессе приспособления к любым условиям деятельности.
За систематические чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение организм спортсменов в дальнейшем платит определенную биологическую цену, что может проявляться развитием кардиосклероза, ожирением, снижением резистентности клеток и тканей к различным неблагоприятным воздействиям и повышением уровня общей заболеваемости.
Цена адаптации может проявляться в двух различных формах:
1) в прямом изнашивании функциональной системы, на которую при адаптации падает главная нагрузка,
2) в явлениях отрицательной перекрестной адаптации, т.е. когда у адаптированных к определенной физической нагрузке людей возникают нарушения в других функциональных систем не связанных с этой нагрузкой.
|
|
Цена адаптации в значительной мере зависит от вида физических нагрузок, к которым происходит приспособление.
2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам
Одним из непременных условий развития адаптации к физическим нагрузкам является мобилизация и использование физиологических резервов организма. Это осуществимо в условиях систематических занятий спортом (тренировок).
С физиологической точки зрения ведущими в тренировке являются повторность и возрастание физических нагрузок, что за счет обратных связей позволяет совершенствовать функциональные возможности органов и систем и их энергетическое обеспечение на основе механизма саморегуляции организма. С этих позиций тренировка сводится к активизации механизмов адаптации, включению физиологических резервов, благодаря которым организм человека легче и быстрее приспосабливается к повышенным нагрузкам, совершенствуя свои физические, физиологические и психические качества, повышая состояние тренированности.
Тренированность− это такой уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением физиологических резервов и готовностью к их мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам и высокой работоспособности.
Развившееся в процессе тренировки состояние тренированности по своим физиологическим механизмам и морфофункциональной сути соответствует стадии адаптированности организма к физическим нагрузкам. В понятиях «адаптация», «адаптированность», с одной стороны, и «тренировка», «тренированность», с другой стороны, много общих черт, главной из которых является достижение нового уровня работоспособности на основе образования в организме специальной адаптивной функциональной системы с определенным уровнем физиологических констант.
Тренировка и тренированность − понятия педагогические, хотя и базируются на знаниях физиологических закономерностей организма спортсменов. Исследование и характеристика этих процессов и состояний, связанных, прежде всего с обоснованием рационально построенных тренировочных нагрузок, является прерогативой педагогов.
Адаптация и адаптированность спортсменов к физическим нагрузкам и все функциональные и структурные перестройки, совершающиеся при этом в организме, относятся к биологическим категориям и составляют основные научные и учебные проблемы медиков и физиологов.
Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции. Новых функциональных явлений и механизмов в процессе адаптации не наблюдается, просто имеющиеся уже механизмы начинают работать совершеннее, интенсивнее и экономичнее.
В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в деятельность и совершенствующиеся при работе двигательных единиц (мышц и мышечных групп). При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат− выполнение поставленной задачи, т. е. конечный спортивный результат.
Комплекс функциональных систем, обеспечивающих конечный спортивный результат, формируется организмом спортсмена ради достижения этого результата. Отсутствие результата или систематически недостаточный его уровень могут не только стимулировать формирование данного комплекса, но и разрушать его, прекращать функционирование в зависимости от величины и характера физиологических резервов, воли, мотивации и других факторов. Таким образом, адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.