Картышева С.И

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

С.И.Картышева

ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ВОРОНЕЖ 2012

Издано по решению учебно-

методического совета ВГПУ

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и физиологии А.Н.Корденко (ВГПУ)

доктор медицинских наук, профессор кафедры теории и методики ФК

А.И. Григорьев (ВГПУ)

Картышева С.И.

Физиология физических упражнений: Учебное пособие.– Воронежский государственный педагогический университет, 2012.– 161с.

В учебном пособии представлен теоретический и практический материал, необходимый при изучении дисциплины «Физиология физических упражнений».

Пособие адресовано студентам факультетов физического воспитания, тренерам, преподавателям работающих в области физической культуры и спорта.

.

Картышева С.И., 2012

Оформление. Воронежский

госпедуниверситет, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Физиология спорта как самостоятельный раздел физиологии человека, возникла в нашей стране в 20-х гг. прошлого столетия. Основоположниками данной дисциплины были: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, К.М. Быков и др. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л.А. Орбели и его ученику А.Н. Крестовникову.

Изучение физиологии физических упражнений занимает одно из важных мест в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Без знания того, как тело человека выполняет физическую работу и как реагирует на мышечную деятельность, невозможно правильно планировать учебно-тренировочный процесс. Современному тренеру и преподавателю физической культуры важно знать и понимать процессы, происходящие в организме при осуществлении мышечной деятельности не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для успешных занятий физической культурой с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, уметь использовать эти знания в практической работе.

Изложенный материал полезен с практической точки зрения не только специалистам в области физической культуры и спорта, но и всем тем, кто хочет оставаться здоровым и физически подготовленным.

Пособие составлено с учетом требований Федеральных Государственных образовательных стандартов и рекомендовано преподавателям и студентам высших учебных заведений, изучающих физиологию физических упражнений и спортивной деятельности.

ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

АДАПТАЦИЯ К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА

План:

1. Адаптация, цена адаптации. Динамика адаптационных изменений в организме, ее стадии.

2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам.

3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам.

4. Функциональная система адаптации.

5. Физиологические резервы организма и их характеристика.

1. Адаптация, цена адаптации. Динамика адаптационных изменений в организме, ее стадии

Одной из важнейших проблем современной физиологии и меди­цины является исследование закономерностей процесса адаптации организма к различным факторам среды.

С физиологической точки зрения адаптация — это совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению отно­сительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза.

Приспособительные изменения в здоровом организме бывают 2 - х видов:

1) изменения в привычной зоне колебаний факторов среды, когда система функционирует в привычных для ее условиях, т. е качественные и количественные характеристики факторов среды организму «известны» и их воздействие организм компенсирует своими резервными возможностями, сохраняя при этом отно­сительное постоянство внутренней среды. Эту группу изменений называют обычными физиологическими реакциями, т.к. они не связаны с существенными физиологическими перестройками в организме и не выходят за пределы условной физиологической нормы.

2) изменения при действии факторов среды, имеющие качественные и количественные отличия от «привычных» показателей действующих факторов. При этом для сохранения гомеостаза внутренней среды организм должен включить дополнительные механизмы компенсаторных реакций. Эта группа изменений отличается значительным использова­нием физиологических резервов и перестройкой функциональных систем – это так называемые адаптационные сдвиги.

В динамике адаптационных изменений у спортсменов выде­ляют 4 стадии:

1. Стадия физиологического напряжения организма характеризуется преобладанием процессов возбуждения в коре голов­ного мозгаи распространением их на подкорковые и нижележащие двигательные и вегетативные центры, возрастанием функции коры надпочечников, увеличением показателей вегетативных систем и уровня обмена веществ. На уровне двигательного аппаратапроисходит увеличение числа активных двигательных единиц,дополнительное включение мышечных волокон, увеличение силы и скорости сокращения мышц, увеличение в мышцах гликоге­на, АТФ и креатинфосфата. Спортивная работоспособность в этой стадии неус­тойчива.

В этой стадии основная нагрузка ложится нарегуляторные механизмы− за счет их напряжения осуществляется приспособление физиологических реакций и метаболизма к возросшим физическим нагрузкам. При этом в не­которых случаях изменения функций организма могут носить выра­женный характер.

2. Стадия адаптированности (тренированности) − физиологическую основу этой стадии составляет вновь установившийся уровень функционирования различ­ных органов и систем для поддержания гомеостаза в конкретных ус­ловиях деятельности.Определяемые в это время функциональные сдвиги не выходят за рамки физиологических колебаний, а работос­пособность спортсменов стабильна и даже повышается.

3. Стадия дизадаптации организма развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов и включения компенса­торных реакций вследствие интенсивных тренировочных нагрузок и недостаточного отдыха между ними. Процесс дизадаптации посравнению с процессом приспособления развивается медленнее, причем сроки его наступления, продолжительность и сте­пень выраженности функциональных изменений зависят от индивидуальных осо­бенностей организма. Данная стадия характеризуется еще и тем, что отсутствуют признаки активации нервной и эндокринной систем и имеет место некоторое снижение общей функциональной устойчивости организма.Это состояние может быть отнесено к предболезненному. При дизадаптации наблюдаются эмоциональная и вегетативная неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость, головные боли, нарушение сна; снижается умственная и физичес­кая работоспособность.

Стадия дизадаптации по своим патофизиологическим основам в значительной мере соответствует состоянию перетренированности спортсменов.

4. Стадия реадаптации возникает после длительного перерыва в систематических тренировках или их прекращении со­всем и характеризуется приобретением некоторых исходных свойств и качеств организма.

Таким образом, каждая из перечисленных стадий характеризуется своими функциональными изменениями и регуляторно-энергетическими меха­низмами. Принципиальное зна­чение в спорте имеют две первые стадии. Применительно к общей схеме адаптации такие стадии свойственны людям в процессе приспособления к любым условиям деятельности.

За систематические чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение организм спортсменов в дальней­шем платит определенную биологическую цену, что может проявлять­ся развитием кардиосклероза, ожирением, снижением резистентности клеток и тканей к различным неблагоприятным воздействиям и повышением уровня общей заболеваемости.

Цена адаптации может проявляться в двух различных формах:

1) в прямом изнашивании функциональной системы, на кото­рую при адаптации падает главная нагрузка,

2) в явлениях отрицатель­ной перекрестной адаптации, т.е. когда у адаптированных к определенной физической нагрузке людей возникают нарушения в других функциональных систем не связанных с этой нагрузкой.

Цена адаптации в значительной мере зависит от вида физических нагрузок, к которым происходит приспособление.

2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам

Одним из непременных условий развития адаптации к физическим нагрузкам является мобилизация и использование физиологи­ческих резервов организма. Это осуществимо в условиях систематических занятий спортом (тренировок).

С физиологической точки зрения ведущими в тренировке являются повторность и возрастание физических нагрузок, что за счет обратных связей позволяет совершенствовать функциональные возможности органов и сис­тем и их энергетическое обеспечение на основе механизма саморегуляции организма. С этих позиций тренировка сводится к активизации механизмов адаптации, включению физиологических резервов, благодаря которым ор­ганизм человека легче и быстрее приспосабливается к повышенным на­грузкам, совершенствуя свои физические, физиологические и психические качества, повышая состояние тренированности.

Тренированность− это та­кой уровень функционального состояния организма, который характе­ризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением фи­зиологических резервов и готовностью к их мобилизации, что выража­ется в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам и высокой работоспособности.

Развившееся в процессе тренировки состояние тренированности по сво­им физиологическим механизмам и морфофункциональной сути соответст­вует стадии адаптированности организма к физическим нагрузкам. В поня­тиях «адаптация», «адаптированность», с одной стороны, и «тренировка», «тренированность», с другой стороны, много общих черт, главной из ко­торых является достижение нового уровня работоспособности на основе образования в организме специальной адаптивной функциональной систе­мы с определенным уровнем физиологических констант.

Тренировка и тренированность − понятия педагогические, хотя и базируются на зна­ниях физиологических закономерностей организма спортсменов. Исследо­вание и характеристика этих процессов и состояний, связанных, прежде всего с обоснованием рационально построенных тренировочных нагрузок, является прерогативой педагогов.

Адаптация и адаптированность спорт­сменов к физическим нагрузкам и все функциональные и структурные пе­рестройки, совершающиеся при этом в организме, относятся к биологиче­ским категориям и составляют основные научные и учебные проблемы ме­диков и физиологов.

Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции. Новых функциональных явлений и механизмов в процессе адаптации не наблюдается, просто имеющиеся уже механизмы начинают работать совершеннее, интенсивнее и экономичнее.

В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в дея­тельность и совершенствующиеся при работе двигательных единиц (мышц и мышечных групп). При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат− выполне­ние поставленной задачи, т. е. конечный спортивный результат.

Комплекс функциональных систем, обеспечивающих конечный спортивный результат, формируется организмом спортсмена ради достижения этого результата. Отсутствие результата или систематически недостаточ­ный его уровень могут не только стимулировать формирование данного комплекса, но и разрушать его, прекращать функционирование в зависимо­сти от величины и характера физиологических резервов, воли, мотивации и других факторов. Таким образом, адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизацию фи­зиологической цены за это.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: