Формирование органов и систем у развивающегося организма происходит гетерохронно. Гетерохронность роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные возрастные периоды. Так, например, морфологически головной и спинной мозг наиболее интенсивно растут в раннем детстве и к 10-12 годам достигают окончательных размеров; формирование половых органов до 11-12 лет происходит относительно медленно, а в 12-14 лет– быстро; развитие зрительного анализатора завершается к 12 годам и т.д.
Другой важной закономерностью роста и развития ребенка является половой диморфизм, который проявляется в особенностях обменных процессов, темпах роста и развития органов, систем органов и организма в целом у детей мужского и женского пола. Например, мальчики до начала периода полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели, затем в период полового созревания это соотношение меняется, и девочки превосходят своих сверстников. Однако уже в 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек.
|
|
Кроме гетерохронности и полового диморфизма важными общими закономерностями роста и развития ребенка являются разнонаправленность и наличие сенситивных периодов (их особенности мы рассмотрим ниже).
В ходе индивидуального развития человека непрерывно совершаются два взаимосвязанных процесса: ассимиляция (усвоение, создание) и диссимиляция (разрушение, распад). На различных этапах развития соотношение между этими процессами изменяется. В период роста и формирования организма преобладают процессы ассимиляции. Отмечается усиленный синтез белков, который сопровождается относительно большими, чем у взрослых, энергетическими тратами.
На различных этапах индивидуального развития ребенка изменяется характер нейрогуморальной регуляции функций. Например, на ранних этапах онтогенеза преобладают механизмы симпатической регуляции сердечнососудистой системы, что проявляется в значительной ЧСС в условиях относительного покоя, но с возрастом усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается, в частности, в замедлении ритма сердечных сокращений.
Огромное влияние на развитие человека оказывают движения, физические упражнения. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Деятельность различных систем организма находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц, особенно в детском возрасте. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность.
|
|
Велика роль двигательной активности в подготовке к труду. Осваивая новые движения, ребенок обучается управлять работой мышц, сложными движениями, необходимыми в трудовой и спортивной деятельности.
Двигательная активность способствует усвоению информации, которая поступает из внешней среды, через сенсорные системы. Эта информация имеет значение не только для повышения физической и умственной работоспособности, но и для становления человека как личности.