Некоторые особенности развития ребенка

Формирование органов и систем у развивающегося организма происходит гетерохронно. Гетерохронность роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные возрастные периоды. Так, например, морфологически головной и спинной мозг наиболее интенсивно растут в раннем детстве и к 10-12 годам достигают окончательных размеров; формиро­вание половых органов до 11-12 лет происходит относительно медленно, а в 12-14 лет– быстро; развитие зрительного анализатора завершается к 12 годам и т.д.

Другой важной закономерностью роста и развития ребенка является половой диморфизм, который проявляется в особенностях обменных процессов, темпах роста и развития органов, систем органов и организма в целом у детей мужского и женского пола. Например, мальчики до начала периода полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели, затем в период полового созревания это соотношение меняется, и девочки превосходят своих сверстников. Однако уже в 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек.

Кроме гетерохронности и полового диморфизма важными общими закономерностями роста и развития ребенка являются разнонаправленность и наличие сенситивных периодов (их особенности мы рассмотрим ниже).

В ходе индивидуального развития человека непрерывно совершаются два взаимосвязанных процесса: ассимиляция (усвоение, создание) и диссимиляция (разрушение, распад). На различных этапах развития соотношение между этими процессами изменяется. В период роста и формирования организма преобладают процессы ассимиляции. Отмечается усиленный синтез белков, который сопровож­дается относительно большими, чем у взрослых, энергетическими тратами.

На различных этапах индивидуального развития ребенка изменяется характер нейрогуморальной регуляции функций. Например, на ранних этапах онтогенеза преобладают механизмы симпатической регуля­ции сердечнососудистой системы, что проявляется в значительной ЧСС в условиях относительного покоя, но с возрастом усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается, в частности, в за­медлении ритма сердечных сокращений.

Огромное влияние на развитие человека оказывают движения, физические упражнения. Недостаток движения, ограничение двига­тельной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Деятельность различных систем организма находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц, особенно в детском возрасте. Двигательная актив­ность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность.

Велика роль двигательной активности в подготовке к труду. Осваивая новые движения, ребенок обучается управлять работой мышц, сложными движениями, необходимыми в трудовой и спор­тивной деятельности.

Двигательная активность способствует усвоению информации, которая поступает из внешней среды, через сенсорные системы. Эта информация имеет значение не только для повышения физической и умственной работоспособности, но и для становления человека как личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: