Синтаксис сложного предложения

Тест состоит из 82 заданий. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в отдельном листе рядом с номером выполненного Вами задания. (Образец: 1 – 4, 5)

1. Определите грамматическую основу предложений, укажите сложное предложение.

1) Как будто он был не чемпионом мира по стрельбе, а необыкновенным начинающим режиссером и бывшим неясно каким архитектором! (В. Конецкий.)

2) И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края (Н. Заболоцкий).

3) Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжелого всплеска воды (И. Тургенев).

4) Где-то высоко над не оттаявшей еще землей звенел, заливался, захлебываясь в собственной своей немудреной песенке, жаворонок (Б. Полевой).

2. Выделите полипредикативную конструкцию.

1) Иван Ильич Телегин пытался бежать из концентрационного лагеря, но был пойман и переведен в крепость, в одиночное заключение (А. Н. Толстой).

2) И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин).

3) Хребты затрудняют сообщение, но зато, вздымая пласты недр к поверхности земли, обогащают Дальний Восток залежами различных минералов (Н. Михайлов).

4) Она встала и пошла, высокая, стройная, в белом платочке на голове, рядом с ним, кряжистым человеком, в поддевке до пят (М. Горький).

3. Верно ли утверждение, что при помощи сложного предложения, в отличие от простого, можно выражать более сложные мысли ?

1) Да. 2) Нет.

4. Продолжите высказывание:

В формальной организации сложносочиненного предложения участвуют:

1) сочинительные союзы:

2) ……………………….;

3)……………………………………;

4)……………………………….;

5)………………………………;

6)……………………………………

5. Установите правильную последовательность действий по анализу сложного предложения:

1) выявить средства связи предикативных единиц (основное и дополнительные);

2) установить тип и вид сложного предложения;

3) определить грамматическую основу предикативных единиц и осложняющие их элементы;

4) выяснить структуру сложного предложения.

6. Укажите неверное утверждение.

1) Части сложноподчиненного предложения связаны посредством подчинительных союзов или союзных слов.

2) Части сложносочиненного предложения являются равноправными по смыслу, а в сложноподчиненном предложении придаточная часть зависит от главной.

3) Основным средством связи частей бессоюзного сложного предложения является интонация.

4) Союзное слово в придаточной части выполняет роль какого-либо члена предложения.

7. Определите, в каком сложносочиненном предложении передаются причинно-следственные отношения.

1) Он хотел встать с дивана и не мог, хотел выговорить слово – и язык не повиновался (И. Гончаров).

2) Я пустил в ход все свое обаяние – и никакого толку (С. Антонов).

3) Ни один лист не кружился в тихом воздухе, и все же роща была устлана желтой листвой (Ю. Нагибин).

4) Солнце всходило над полем, и в его лучах каждая травинка казалась розовой (В. Токарева).

8. В каком сложносочиненном предложении отсутствует второй союзный элемент (по терминологии В. А. Белошапковой)?

1) В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых (К. Паустовский).

2) Все умерло в ней, и только сердце, разогнавшись за долгую жизнь, продолжало шевелиться (В. Распутин).

3) Мы осторожно пробирались в чащу, и среди зарослей вереска я увидела жилой сосновый пень (К. Паустовский).

4) Для матери все дети равны, и все же Маселбека я вроде больше любила, гордилась им (Ч. Айтматов).

9. В каком предложении частица только выступает в роли второго союзного элемента?

1) Слезы высохли на его лице, и только ресницы были еще мокрые (К. Паустовский).

2) Всем было весело, только Соне было тяжело и тоскливо (Ю. Казаков).

3) Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке (Л. Толстой).

4) Только взойдет луна, а Саня уже у пруда – закидывает удочки (Ф. Миронов).

10. Выделите сложносочиненное предложение с разделительными отношениями.

1) Ревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поет ли дева за холмом, – на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг (А. Пушкин).

2) Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом (А. Пешковский).

3) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид (А. Пушкин).

4) Провинившегося бойца –сплоховал ли в бою, не подчинился ли приказу, или дрогнула рука на чужое добро – судит трибунал (А. Н. Толстой).

11. Укажите сложносочиненное предложение с противительно-сопоставительным союзом но, сочетающимся со вторым союзным элементом.

1) С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов (К. Паустовский).

2) Я звал тебя, но ты не оглянулась: я слезы лил, но ты не снизошла (А. Блок).

3) Вахтангов ушел из жизни трагически рано, но как много он успел сделать! (Ю. Завадский).

4) Сейчас мы шли по карте, но все же заблудились в сухих болотах, заросших мелким лесом (К. Паустовский).

12. Найдите четвертое лишнее.

1) Мне не хотелось домой, да и незачем было идти туда (А. Чехов).

2) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (В. Арсеньев).

3) Вода была тепла, но испорчена, и притом ее было много (В. Гаршин).

4) Я его любил за его прямой и нелицемерный нрав, да притом он был мне дорог по воспоминаниям. (И. Тургенев).

13. Допишите предложения.

1) Костя, закрой окно, а то ….

2) Ему стало жарко, и ….

3) Все уже спали, а ….

4) Зимой у нас бывают жгучие морозы, но зато ….

14. Укажите сложносочиненное предложение с отношениями чередования.

1) То ли это шептались Данияр и Джамиля, то ли это шелестел по соломе стихающий дождь (Ч. Айтматов).

2) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь (Л. Толстой).

3) Не то кому подали лошадь, не то кто новый приехал (А. Данилевский).

4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (А. Серафимович).

15. Найдите четвертое лишнее.

1) Отец занимал в нашем губернском городе очень видный пост, и это еще больше испортило его (И. Бунин).

2) О нас помнили, о нас заботились, а это всегда приятно (А. Алексин).

3) Откуда-то потянуло дымком, что сразу напомнило ему тихие вечера в лесу у костра (Л. Бабалова).

4) Думать – это создавать, а создавать всегда трудно (К. Воробьев).

16. В каком из сложносочиненных предложений противительный союз а употреблен в присоединительном значении?

1) Он был мнительным человеком, а муки мнительного человека не уступают мукам больного (Ю. Нагибин).

2) Круглый глинистый бок оврага темен и гол, а другая сторона, более пологая, прикрыта глухой травой... (М. Горький).

3) Дедушке моего мужа уже девяносто лет, а он сохранил память, ходит и даже приезжает к нам в гости (Г. Семенов).

4) Все получали письма, а я их не получал (К. Паустовский).

17. Укажите сложносочиненное предложение с соединительно-отождествительным союзом.

1) Прежде я презирал только деньги, теперь же питаю злое чувство не к деньгам, а к богачам (А. Чехов).

2) День обещал быть жарким, и Сергею пришло в голову поехать за город и искупаться (Н. Верещагин).

3) Отцы дружили, да еще как, а сыновья почему-то враждуют (Д. Гранин).

4) Несколько человек в страхе попадали на землю; Мечик тоже съежился, как ушибленный (А. Фадеев).

18. Дополните.

1) Предикативная часть сложного предложения отличается от предикативной единицы___________________

2) Сложносочиненным предложением называется_________________

3) В бессоюзном сложном предложении ведущим средством связи его частей является_________________________

4) Основными средствами связи частей сложноподчиненного предложения служат_____________________

19. Укажите, кто из названных ниже лиц является сторонником логико-грамматической классификации сложноподчиненных предложений?

1) И. П. Распопов 4) А. М. Пешковский

2) Е. Н. Ширяев 5) А. Н. Тихонов

3) Ф. И. Буслаев 6) С. Г. Ильенко

20. В предлагаемом перечне отечественных ученых-синтаксистов укажите лишнее имя.

1) В. В. Виноградов 4) А. И. Кайдалова

2) Н. С. Поспелов 5) А. М. Пешковский

3) В. А. Богородицкий 6) В. А. Белошапкова

21. Кто из перечисленных исследователей занимался разработкой формально-грамматической классификации сложноподчиненных предложений?

1) Н. Ю. Шведова 4) Н. М. Петерсон

2) А. Б. Шапиро 5) Л. Ю. Максимов

3) Н. М. Шанский 6) В. В. Бабайцева

22. Установите соответствие.

Вид придаточного присловного Валентность опорного слова
1) Присубстантивное (определительное) 2) Изъяснительное 3) Прикомпаративное А) Лексическая Б) Лексико-морфологическая В) Категориальная

23. Установите соответствие.

Пример придаточного нерасчлененной структуры Вид придаточного
1) Я тот, кого никто не ждал (Н. Некрасов). 2) Смотри-ка, какой кусок земли в окно ветром зашвырнуло (А. Гайдар). 3) И такой ветер подул с песков, что трудно было устоять на ногах (М. Миронов). 4) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания (К. Паустовский). А) Изъяснительное Б) Местоименно-соотносительное (местоименно-определительное) В) Присубстантивное (определительное) Г) Местоименно-союзное соотносительное (образа действия и степени)

24. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным присубстантивным / определительным.

1)Мне нынче приснился страшный сон, что вряд ли забудется так быстро (В. Лебедев).

2) Написав это письмо, Купин лениво вздохнул и лег с сознанием, что он сделал доброе дело (А. Чехов).

3) Проходя оранжереи и теплицы, княжна изъявила неподдельную радость, что самый маленький бутончик в розане распустился (А. Писемский).

4) Наступили такие морозы, что приходилось топить печку и утром, и вечером (Г. Сидоров).

25. Найдите четвертое лишнее.

1) Слава борцам, что за правду вставали, знамя победы высоко несли (С. Михалков).

2) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать (С. Есенин).

3) Как собиратель редкостей, он (Л. Толстой) берет только то, что не может нарушить гармонию его коллекции (М. Горький).

4) Всех верней на белом свете путь, что ты проложишь сам (Е. Долматовский).

26. Определите, в каком предложении относительное местоимение что служит для связи придаточного нерасчлененной структуры с главным.

1) Однажды он пришел к нам в добром расположении духа, чего с ним давно не бывало (И. Тургенев).

2) На нем был белый китель, только что выстиранный и выглаженный, о чем свидетельствовали блестевшие швы (М. Горький).

3) Я не знаю, что будет со мною (С. Есенин).

4) Фелисата Герасимовна, вероятно, к нам больше не придет, чему я очень рад (А. Островский).

27. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным прикомпаративным / изъяснительным.

1) Нет сомнения, что русские женщины лучше образованны, более читают, более мыслят, нежели мужчины, занятые бог знает чем (А. Пушкин).

2) Алеше интереснее было играть в саду у Арсения Романовича, чем на дворе у директора театра (К. Федин).

3) В дождевом плаще, в белом докторском халате она показалась Тане совсем другой, чем была месяц назад (Р. Фраерман).

4) Андрей справился с заданием быстрее, нежели в прошлый раз.

28. В каком из придаточных употреблен союз для связи придаточной части с главной?

1) Мы тот великий народ, чье имя не будет забыто (В. Брюсов).

2) Всех верней на белом свете путь, что ты проложишь сам (Е. Долматовский).

3) Создавалось впечатление, что и сам Вершинин не очень-то рассчитывает на успех операции (Д. Гусаров).

4) Ни единым движением, ни выражением лица она не выдала того, что творилось в материнской душе (Г. Федосеев).

29. В каком сложноподчиненном предложении употреблено союзное слово что?

1) На этот раз разнеслась весть, что приедет Державин (Ю. Тынянов).

2) Письмоводитель выбежал в таком состоянии, что зубы его стучали (М. Салтыков-Щедрин).

3) Мне приснилась нынче собака, что была моей юности друг (С. Есенин).

4) Вода сегодня такая тихая, что кулик под водой и его отражение в воде были совершенно одинаковые (М. Пришвин).

30. В каком из придаточных употреблено соотносительное слово то1?

1) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой (К. Паустовский).

2) Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен (К. Паустовский).

3) Я тем счастлив, что нашел себе товарища (А. Гайдар).

4) Любовь – это не то, что ищут, а то, что приходит само (В. Инбер).

31. В каком сложноподчиненном предложении употреблено указательное местоимение то2 в роли соотносительного слова?

1) Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменила (А. Плещеев).

2) Ты тем хорош, что не стремишься внятно и понятно внушать нам ложь (Саади).

3) Что написано пером, того не вырубить топором (посл.).

4) И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных (А. Куприн).

32. Какое из этих предложений соответствует по школьной классификации сложноподчиненному предложению с придаточным местоименно-определительным?

1) Он совершенно забыл о том, что происходило теперь (Л. Толстой).

2) Всю ночь поют в пшенице перепелки о том, что будет урожайный год (М. Исаковский).

3) Эти места хороши тем, что непроходимые леса подходят к самому океану (К. Паустовский).

4) Брат удивил нас тем, что решился взойти на гранитный утес и сделать там привал (Г. Семенов).

33. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным по школьной классификации.

1) Эта чистота придавала особую резкость, даже блеск всему, что было окружено этим воздухом (К. Паустовский).

2) Читая Набокова, думал о том, что слишком счастливое детство опасно (А. Кушнер).

3) То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте (В. Сухомлинский).

4) Повторялось то, что было весной во время отступления повстанцев на левую сторону Дона (М. Шолохов).

34. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным приместоименным.

1) Что Ноздрёв – лгун отъявленный, это было известно всем (Н. Гоголь).

2) Где разрушались эшелоны, никто не знал (К. Симонов).

3) Что вчера казалось ему сверху какой-то игрой, развернулось перед ним сегодня огромным, необозримым полем сражения (Б. Полевой).

4) От грибников пришла весточка, что они собрались на опушке леса и дожидаются нас (В. Лебедев).

35. Установите соответствие.

1) Скучен день до вечера А)... делай честно.
2) Что бы ни делал Б)... когда великие переводятся.
3) Маленькие люди становятся великими В)... коли делать нечего.
4) Худо овцам Г)... где волк в пастухах.

36. В каком предложении придаточная часть распространяет обстоятельственный детерминант.

1) В жизни каждого человека хоть раз бывает такая пора, когда он бывает эгоистом (Н. Лесков).

2) Каждый раз, когда приходил, Олеся встречала меня со своим привычным сдержанным достоинством (А. Куприн).

3) Я видел Ялту в том году, когда ее покинул Чехов (С. Маршак).

4) Это напоминало мальчику день, когда он впервые увидел город с берега реки (М. Горький).

37. Укажите свободное по своему строению сложное предложение.

1) Не прошло и четверти часа, как нараставший стрекот моторов наполнил собой все вокруг (А. Фадеев).

2) Казачок не успел ответить, как за его спиной на пороге двери появилась молодая девушка в широкой темной блузе, остриженная в кружок (И. Тургенев).

3) Как ни старался Левин преодолеть себя, он был мрачен и молчалив (И. Тургенев).

4) Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег (А. Чехов).

38. Укажите сложноподчиненное предложение расчлененной структуры.

1) Я оглянулся и увидел сзади, там, где небо прикасалось с морем, темную полоску, протянувшуюся по всему горизонту (В. Арсеньев).

2) Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум... (А. Пушкин).

3) Хаджи-Мурат и его люди стреляли только тогда, когда кто-либо из милиционеров выдавался вперед, и редко миновали цели (Л. Толстой).

4) Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия, старинная муравская страна (А. Твардовский).

39. Определите, в каком предложении придаточная часть относится не ко всей главной, а к опорному словосочетанию.

1) Белка прыгала с одной елки на другую, будто ей нравилось нарочно сшибать снег (Е. Воеводин).

2) Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным (В. Распутин).

3) Что-то вдруг с необыкновенной силой расширялось в груди Романова, как будто бы он собирался лететь (А. Куприн).

4) Он вошел, шагая тяжело и широко, наклонив голову, как если бы боялся стукнуться лбом (А. Грин).

40. Укажите сложноподчиненное предложение расчлененной структуры с временными отношениями.

1) Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина всего один-единственный смысл и никаких оттенков (С. Маршак).

2) Критик умеет смотреть и видеть прекрасное, тогда как мелкий придира-критикан видит только плохое (К. Станиславский).

3) Изба как будто врастает в землю, между тем как гордые сосны высоко покачивают над нею своими головами (В. Короленко).

4) В то время как Виноградов со своим отрядом усмирял мятежников на юге губернии, в самом Архангельске события разворачивались с драматической быстротой (П. Шебунин).

41. Укажите, в каком предложении слово когда является союзом.

1) Рано или поздно наступит момент, когда пишущий стихи садится за прозу (В. Солоухин).

2) И в тот день, когда вспыхнул и засветился первый в нынешнюю весну стародуб, охнула, зашумела и сломалась река (В. Астафьев).

3) Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками (М. Пришвин).

4) Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск… (К. Симонов).

42. В каком из предложений придаточная часть присоединяется посредством союзного слова когда?

1) Летом, когда наступала пора отпусков, Поляновка оживала (А. Ананьев).

2) Бывает час, когда нам не до шуток (Л. Ошанин).

3) Солнце было уже высоко, когда я открыл глаза (В. Гаршин).

4) Когда роешься в книгах, время течет незаметно (М. Горький).

43. Выделите сложноподчиненное предложение с придаточным времени, обслуживаемое расчлененным составным союзом.

1) Они садятся друг против друга и, пока отец обедает, говорят о чем-то своем (В. Закруткин).

2) Едва Пушкин совершил половину своего поэтического поприща, столь рано пересеченного смертью, как явился Гоголь (Н. Чернышевский).

3) Я приехал в этот город через восемнадцать лет после того, как был здесь впервые (Ю. Трифонов).

4) С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и пророка (М. Лермонтов).

44. Укажите свободное по своему строению сложноподчиненное предложение.

1)Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней (И. Крылов).

2) Стоит только оступиться – попадешь в полную ржавой воды воронку (В. Песков).

3) Оглянуться не успела, как зима катит в глаза (И. Крылов).

4) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах (М. Лермонтов).

45. В каком сложноподчиненном предложении союз чтобы выражает целевые отношения?

1) Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать (М. Светлов).

2) Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет (А. Пушкин).

3) История этого портрета заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов (М. Волошин).

4) Трудись по силам и желай, чтоб труд был вечно сладок (Н. Некрасов).

46. Определите, в каком примере выражены условные отношения, в отличие от сопоставительных.

1) Если Белинский был родоначальником наших просветителей, то Чернышевский явился самым их представителем (Г. Плеханов).

2) Если и на сей раз не получу денег, то останусь на даче на всю зиму. .. (А. Чехов).

3) Если все грибы «приписаны» каждый к своему дереву, кто к березе, кто к сосне, кто к осине, то луговой опенок – гриб травяной (В. Солоухин).

4) Если другие ученики страдают от недостатка способностей, то несчастье Левы – излишне способен, феноменально способен (В. Тендряков).

47. Назовите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным.

1) Весь дом погружался в такую тишину, как будто вымирал (М. Салтыков-Щедрин).

2) И такая на приказчика злость нашла, какая еще не бывала (П. Бажов).

3) Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто бы он собирался лететь (А. Куприн).

4) Она вздохнула так глубоко и прерывисто, как будто ей не хватало воздуха (А. Куприн).

48. Какое предложение отличается от других своим строением и значением?

1) Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждет чего-то (А. Чехов).

2) Он вошел, шагая тяжело и широко, наклонив голову, как если бы боялся стукнуться лбом (А. Грин).

3) Мы уже почти подходили к усадьбе, как вдруг беззвучно начал падать с темного неба густой, крупный снег (А. Куприн).

4) Дед Щукарь проворно выхватил левую ногу из воды и остался стоять на правой, как журавль среди болота (М. Шолохов).

49. Укажите, в каком предложении союз как служит для присоединения придаточной сравнительной к главной части.

1) Говорили они только о том, как идут его занятия (Н. Чуковский).

2) Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал (Л. Толстой).

3) В думах, непривычно тяжелых, Морозка не заметил, как выехал в долину (А. Фадеев).

4) Неужели наша дружба угасает, как угасает сейчас солнце (Н. Островский).

50. Укажите сложноподчиненное предложение элементарной структуры с придаточным сравнительным.

1) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (А. Чехов).

2) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М. Лермонтов).

3) Мою любовь, широкую, как море, выместить не могут жизни берега (А. К. Толстой).

4) Ты любил меня как собственник, как источник радостей, тревог и печалей (М. Лермонтов).

51. В каком предложении употреблен нерасчлененный составной союз местоименного происхождения?

1) Я скрыл настоящую причину, скрыл ее потому, что стыдился ее ничтожности (А. Чехов).

2) В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось (А. Чехов).

3) Пьер молчал оттого, что не в силах был выговорить ни слова (Л. Толстой).

4) Васенька так шибко гнал лошадей, что они приехали к болоту слишком рано, так что было еще жарко (Л, Толстой).

52. Найдите четвертое лишнее.

1) Звуки сделались глухими, будто их обернули чем-то мягким, пушистым (П. Павленко).

2) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселою рыбой (А. Чехов).

3) Все были чем-то довольны, точно сами они получили свободу (Ф. Достоевский).

4) Лес стоит, молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждет чего-то (А. Чехов).

53. Выделите сложноподчиненные предложения с придаточными времени фразеологического типа.

1) Пока не стихли шаги, ни гость, ни хозяйка не сказали друг другу ни слова (А. Куприн).

2) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег (М. Лермонтов).

3) Когда на каштанах расцвели желтые и розовые свечи, весна достигла разгара (К. Паустовский).

4) Как только он увидел Наташу, лицо его просияло (Л. Толстой).

54. В каком из придаточных употреблен союз как?

1) Сережа Тюленин был самым младшим в семье и рос, как трава в степи (А. Фадеев).

2) Никто не мог сказать, как сложится жизнь при немцах (А. Фадеев).

3) Левинсон, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел (А. Фадеев).

4) Поступай так, как велит совесть твоя, и не тужи (В. Леонтьев).

55. В каком сложноподчиненном предложении использовано союзное слово как?

1) Тут были березки маленькие, как трава на забытых полосках (М. Пришвин).

2) Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту (М. Пришвин).

3) День, как и говорил бригадир, начинал проясняться (А. Никулин).

4) Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет (А. Куприн).

56. Выделите предложение с обособленным сравнительным оборотом.

1) Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. К. Толстой).

2) Шел Самгин осторожно, как весною ходят по хрупкому льду реки (М. Горький).

3) Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (А. Чехов).

4) Проходили по жизни люди, как по синей реке вода (С. Островой).

57. Укажите четвертое лишнее.

1) Несем мы русской славы знамя, как носят в сердце Родину свою (В. Рождественский).

2) И как реки встречаются в море,

Так встречаются люди в Москве (В. Гусев).

3) Пусть он вспомнит девушку простую, пусть услышит, как она поет (М. Исаковский).

4) Жизнь теченье свое изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).

58. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным.

1) Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость бледнеет и тлеет пред солнцем бессмертным ума (А. Пушкин).

2) Врубель жил просто, как все мы живем (А. Блок).

3) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М. Лермонтов).

4) Остер язык, что бритва (посл.).

59. Найдите четвертое лишнее.

1) Стоило отойти от площади, стоило попасть в лабиринт узких улиц, как стало тихо (Н. Ильина).

2) Как ни жалко было Левину мять траву, он въехал на луг (Л. Толстой).

3) Достаточно малейшего шороха в сенях или крика во дворе, чтобы он поднял голову и стал прислушиваться (А. Чехов).

4) Не прошло и четверти часа, как послышался далекий шум (А. Чехов).

60. В каком предложении союзное слово употреблено для выражения присоединительных отношений?

1) А вот у вас жизнь сложилась хуже, чем я ожидала (Н. Островский).

2) Трудился сосед наш без устали, чем восхитил он нашего дедушку (Н. Терентьев).

3) Чем более понятно произведение искусства, тем оно выше (Л. Толстой).

4) Чем талантливее игра актера, тем острей и ярче навеянные ею размышления о жизни (Л. Сейфуллина).

61. В каком предложении союзное слово что служит для связи придаточной части с главной?

1) Мне приснилась нынче собака, что была моей юности друг (С. Есенин).

2) Вода сегодня такая тихая, что кулик под водой и его отражение в воде были совершенно одинаковые (М. Пришвин).

3) Мысль, что он, Самгин, может быть орудием чужой воли, пугала и возмущала его (М. Горький).

4) На этот раз разнеслась весть, что приедет Державин (Ю. Тынянов).

62. В каком из сложноподчиненных предложений относительный тип связи придаточной части с главной?

1) Чем прочнее он становился на ноги, тем реже и реже вспоминал своего предшественника (В. Казарин).

2) Скорей с голоду умру, чем съем у вас хоть одну крошку (А. Чехов).

3) Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце (К. Паустовский).

4) Первым к финишу пришел наш скороход, чем он удивил он весь стадион (В. Романов).

63. В каком предложении выражены причинные отношения?

1) После этого у Ани не было ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле (А. Чехов).

2) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой, хрустальной чашей (А. Чехов).

3) В ней (в комнате) было холодновато и темно, так что днем приходилось включать лампочку (В. Гаршин).

4) Печь накалилась докрасна, и в палатке становилось невыносимо жарко (Г. Федосеев).

64. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным обобщенно-уступительным.

1) Хоть и суха и тепла медвежья берлога, а все-таки для человека она не жилье (Е. Пермяк).

2) Как сильно ни была она удивлена, поражена, но ей ничто не изменило (А. Пушкин).

3) Пускай нам с тобой обоим беда грозит за бедою, но дружба моя с тобою лишь вместе со мною умрет (Л. Ошанин).

4) Осла почти никто не замечал, хоть в спеси никому осел не уступал (И. Крылов).

65. Определите, в каком сложносочиненном предложении выражены присоединительные отношения.

1) Красно говорит, а слушать нечего (посл.).

2) В гостях хорошо, а дома лучше (посл.).

3) Близок локоть, да не укусишь (посл.).

4) Слушайся деда своего, да к тому же он мудр и души не чает в тебе (В. Липатов).

66. Выделите сложноподчиненное предложение с придаточным сопоставительным.

1) По мере того как поднималось солнце, день теплел и светлел (И. Бунин).

2) По мере того как Настя привыкала к роли хозяйки в доме свекрови, Витя испытывал все возрастающую тревогу (Г. Сидоров).

3) По мере того как наступала темнота, комната моя становилась как будто просторнее (Ф. Достоевский).

4) Шум стихал по мере того, как известие проникало во все углы зала (Л. Леонов).

67. Назовите сложноподчиненное предложение усложненного типа с последовательным подчинением придаточных двух степеней, в котором имеется пунктуационная ошибка.

1) Думал я о том, что если человек каждый день получает одни только радости, то, значит, он их вовсе не получает.

2) Что он с утра до вечера отдыхает, наверное, от этого и устает.

3) И о том, что, если человек каждый день видит деревья и небо, он их просто не замечает (А. Алексин).

4) У сельчан давно сложилось мнение, что, если ногам тепло, так всему телу тепло (А. Петров).

68. Расставьте знаки препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в сложноподчиненном предложении при стечении двух союзов.

Он должен был настоять на том чтобы дело обошлось как можно секретнее потому что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире (М. Лермонтов).

1) Запятая на стыке двух подчинительных союзов ставится, потому что второй союз одиночный.

2) Запятая на стыке двух союзов ставится, потому что они служат для связи разнотипных придаточных.

3) Запятая на стыке двух союзов не ставится, потому что в уступительном союзе есть вторая часть но, которая не опускается.

4) Запятая на стыке двух союзов не ставится, потому что второй союз двойной, двуместный.

69. Укажите, в каком сложноподчиненном предложении усложненного типа параллельное подчинение придаточных.

1) Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет (посл.).

2) Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете (А. Сурков).

3) Когда ночью перед глазами находится свет, то нельзя определить, близко он или далеко, низко или высоко над землей (В. Арсеньев).

4) Я вам признаюсь, что я знать не могу, что думает птица, когда на лугу холодный туман начинает бродить, а солнце встает и не смеет светить (Я. Полонский).

70. Укажите сложноподчиненное предложение усложненного типа с неоднородным подчинением придаточных.

1) Со Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нем скрытую к себе неприязнь (А. Пушкин).

2) Азартный человек лишь с виду похож на волевого, он воображает себя хозяином положения, в то время как он только игрушка в руках других людей (А. Крон).

3) Когда на месте зарева курился слабый дымок, я пошел на пристань и узнал, что в море горел пароход (К. Паустовский).

4) Как бы ни жалели мы об этом, так уже заведено в природе: умирают травы и поэты самые бессмертные уходят (М. Пришвин).

71. Выделите период и охарактеризуйте его.

1) Если бы человек сделал себе подушку из змей, а ложе из огня, то все-таки сон ему был бы приятнее, чем то, если бы он заметил вражду, которую замышляет против него друг (индийская мудрость).

2) Повесть наша с вами древняя, и, сколько бы ни прошло веков, все повести будут такими же или более благополучными, пока живет, ищет, находит и теряет человек (В. Лидин).

3) Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран,

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны! (Ф. Тютчев.)

4) Для того чтобы вода не снесла с намеченного пути при переходе вброд быстрой реки, надо крепко держаться на ногах, что возможно сделать только при условии, если ночи будут обуты (В. Арсеньев).

72. Установите соответствие.

1) Любишь кататься … А) … щепки летят.

2) Лес рубят … Б) … рублем одарит.

3) Посмотрит … В) … пригодится воды напиться.

4) Не плюй в колодец … Г) … люби и саночки возить.

73. Причинно-следственные отношения выражены бессоюзными сложными предложениями, за исключением одного примера, – укажите его.

1) Все спят, оттого никто по улицам, кроме простого народа, не ходит (И. Гончаров).

2) Года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма (А. Чехов).

3) Река обмелела, оттого появились тихие заводи (А. Первенцев).

4) Сосед надежен, потому я спокоен за свой дом и хозяйство (А. Кузнецов).

74. Укажите бессоюзное сложное предложение с отношениями обусловленности.

1) Лето припасает – зима поедает (посл.).

2) Хочешь изучить великую истину начинай с азбуки (посл.).

3) Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л. Толстой).

4) Странный был этот день – такие бывают только во сне (А. Фадеев).

75. Выделите бессоюзное сложное предложение с сопоставительными отношениями.

1) Чин следовал ему – он службу вдруг оставил (А. Грибоедов).

2) Я говорил правду – мне не верили (М. Лермонтов).

3) Проходили дни и недели – путники не унывали (И. Телешов).

4) Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль (М. Шолохов).

76. Расставьте знаки препинания, установите, в каком из бессоюзных сложных предложений выражены отношения обусловленности.

1) Дунул ветер все дрогнуло ожило засмеялось (М. Горький).

2) Осень и зиму Павел не любил они приносили ему много физических страданий (Н. Островский).

3) Ты видишь надо мной и над тобой летит наш мирный спутник (П. Панченко).

4) В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями (К. Паустовский).

77. Какое бессоюзное сложное предложение синонимично сложноподчиненному предложению с придаточным изъяснительным?

1) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А. Пушкин).

2) Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (А. Пушкин).

3) Охота не ремесло: она – забава (М. Горький).

4) Как мало пройдено дорог – как много сделано ошибок (С. Есенин).

78. Продолжите утверждение.

1) В сложносочиненном предложении с пояснительными отношениями ставится_______________

2) Бессоюзные сложные предложения типизированной структуры бывают _______разновидностей:_________________

3) Сложноподчиненные предложения фразеологической структуры характеризуются: ____________________

4) Различаются три основных типа валентности опорного слова главной части сложноподчиненного предложения с придаточными присловными: ___________________

79. Укажите усложненный многочлен.

1) Дедушка остался охранять больного, а Гаврик сбегал посмотреть, нет ли кого поблизости (В. Катаев).

2) Надо сначала оглянуться, а потом решить, хорошо тут или плохо (К. Воробьев).

3) Нужно с горестью признаться, что реальная личность писателя, художника, артиста редко совпадает с тем представлением, какое мы составляем по их произведениям (В. Короленко).

4) Помню, когда я однажды я читал цикл его стихов «Путями Каина» одному умному и тонкому знатоку поэзии, М. П. Неведомскому, он спросил: сколько Волошину лет? (В. Вересаев).

80. Укажите сложноподчиненное предложение усложненного типа с двумя главными частями при общем компоненте – придаточном времени.

1) Когда в глазах у меня зарябило и стало совсем трудно читать, я захлопнул книгу (Л. Пантелеев).

2) Когда кто-нибудь заслонял лампочку и большая тень падала на окно, то виден был яркий лунный свет (А. Чехов).

3) Когда Анатолий совсем очнулся на другое утро, дома уже никого не было и стояла какая-то странная тишина (А. Власенков).

4) Пока мы, восемь солдат, держим в руках оружие, пока с нами это знамя, полк наш не побежден (Б. Полевой).

81. Выделите смешанный многочлен среди усложненных полипредикативных конструкций.

1) В течение нескольких секунд пастушок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица – с деланным равнодушием, пастушок со страхом, сочувствием и жалостью (А. Фадеев).

2) Опрометью поскакали мы на выстрел, смотрим: на валу солдаты собрались в кучу, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле (М. Лермонтов).

3) Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев.)

4) Это оказалось чертовски трудным все время бежать в гору: тело становилось чрезмерно грузным, от слабости подкашивались ноги (В. Быков).

82. Продолжите формулировку правила:

1) На стыке двух союзов в многочлене не ставится запятая, если. ...

2) В сложноподчиненном предложении не ставится запятая, если....

3) В сложносочиненном предложении ставится тире, если. ...

4) В сложноподчиненном предложении ставится двоеточие, если....


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  
фонетика, фонология, орфоэпия, орфография, графика  
Лексикология и фразеология  
Морфология (Грамматические категории имени. Имя существительное)  
Синтаксис простого предложения  
Синтаксис осложненного предложения  
Синтаксис сложного предложения  
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: