Поскольку общение является сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, то оно может быть следующих видов:
Вербальное – присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагается усвоение языка.
Невербальное – не предполагает использование речи для общения, а осуществляется посредством мимики, жестов, пантомимики.
Деловое – включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Такое общение формирует и развивает способности, организаторские качества личности, служит средством приобретения знаний и навыков.
Личное – сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность. Такое общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, привычки, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
|
|
Межперсональное – участниками общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
Ролевое – участниками общения являются носители определенных ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный) и проявляют себя уже не как индивидуальности, а как социальные единицы, выполняющие определенные функции.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс. Оно включено в индивидуальную или групповую деятельность, которая не может осуществляться без интенсивного и разностороннего общения. Поэтому общение выполняет ряд важных функций:
- контактную – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности (учебный процесс, деловая встреча);
- информационную – прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями (справочное бюро, дискуссия);
- побудительную – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий (воспитательный процесс, совет, просьба);
- координационную – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности (распределение поручений);
- установочную – осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
|
|
- влияющую – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений);
- понимания – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, переживаний).
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны, каждая из которых не существует изолированно от других: к оммуникативная – состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная – заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная – включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.