Семинарское занятие (4 часа). 1.Понятие и модели разграничения предметов ведения и полномочий

1.Понятие и модели разграничения предметов ведения и полномочий.

2. Конституционное регулирование разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

3. Договорный способ раз­граничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами: правовое регулирование и практика реализации в Российской Федерации.

4. Основные направления совершенствования конституционных основ разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Самостоятельная работа (12 часов)

1. Согласно ч. 2 ст. 10 Конституции Республики Алтай от 7 июня 1997 г. в Республике не допускается складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ.

Соответствует ли данное положение конституционным основам разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ)?

См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728;

Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ в ред. от 4 июня 2010 г. №118-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

2. Пункт «в» ст. 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

17 ноября 1997 г. в Саратовской области был принят Закон «О земле». Аналогичные законы были приняты в Самарской, Калининградской областях, Республике Татарстан и других субъектах РФ.

Правомерно ли опережающее нормотворчество субъектов Федерации?

Каковы нормативные основы права субъектов РФ осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ до принятия федеральных законов?

См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ в ред. от 4 июня 2010 г. №118-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

3. Законодательный орган государственной власти территориального субъекта Федерации принял решение изменить наименование данного субъекта РФ.

В чьем ведении находятся вопросы изменения наименования субъекта Российской Федерации? Правомерно ли в данном случае решение субъекта РФ? Какие правовые последствия следуют после этого? Необходимы ли соответствующие конституционные изменения? Дайте правовой анализ предлагаемого варианта.

См.: Конституция РФ; Устав (Основной Закон) субъекта РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.

4. Проведите сравнительный анализ ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» 1999 г. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999 г. и составьте сравнительную таблицу.

Тематика докладов, рефератов:

1. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

2. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации

3. Договорное регулирование в Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте значение терминов «предметы ведения», «полномочия», «компетенция».

2. Какие вопросы, находящиеся в совместном ведении, финансируются за счет средств субъекта Российской Федерации?

3. Назовите общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

4. Каковы основные формы взаимодействия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?

5. Какие условия «опережающего» нормотворчества субъектов Федерации закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 № 184-ФЗ в ред. от 4 июня 2010 г. №118-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»?

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ в ред. от 4 июня 2010 г. №118-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 2000. № 31. Ст. 3205. 2001. № 7. Ст. 608. 2002. № 16. Ст. 1601; № 19. № 1792; № 30. Ст. 3024; № 50. Ст. 4930. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709. 2004. № 25. Ст. 2484; № 50. Ст. 4950. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 17, 25. 2005. № 30 (ч. 1.). Ст. 3104. 2006. № 1. Ст. 10, 13; № 23. Ст. 2380; № 29. Ст. 3124; № 30. Ст. 3287; № 31 (ч. 1). Ст. 3427, Ст. 3452; № 44. Ст. 4537; № 50. Ст. 5279. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 10. Ст. 1151; № 13. Ст. 1464; № 18. Ст. 2117; № 21. Ст. 2455; № 26. Ст. 3074; № 30. Ст. 3747, 3805, 3808; № 43. Ст. 5084; № 46. Ст. 5553; 2008. № 13. Ст. 1186. № 29 (ч. 1). Ст. 3418. № 30 (ч. 1). Ст. 3597. № 30 (ч. 2). Ст. 3616. № 49. Ст. 5747. № 52 (ч. 1). Ст. 6229. Ст. 6236; 2009. № 7. Ст.772; №14. Ст. 1576; №29. Ст. 3612; №51. Ст. 6163; 2010. №14. Ст. 1549; №15. Ст. 1736; №23. Ст. 2800.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. 863 с.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. 927 с.

«5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению»: Материалы круглого стола. М.: Городец, 1999. 252 с.

Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: монография / под ред. В.Т. Кабышева. М.: Изд-во ДМК Пресс, 2010. 304 с.

Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: «Формула права», 2004. 592 с.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. В.В. Лазарева, 4-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2009. 872 с.

Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-ПРЕСС, 2003. 437 с.

Андриченко Л., Валентей С. Проблема разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Федерализм. 2008. №4.

Андриченко Л.В., Постников А.Е. Проблемы разграничения законодательных полномочий в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. 2008. №5.

Белкин А. О некоторых вопросах разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном устройстве // Право и жизнь. 1996. №9.

Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2006. №6.

Иванченко Л.А., Калина В.Ф. Актуальные проблемы российского федерализма и их отражение в законотворческой деятельности // Журнал российского права. 1999. №11.

Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2001. №9.

Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. №5.

Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. №8.

Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации: состояние, проблемы и перспективы совершенствования //Государство и право. 2008. №12.

Першин Е.В., Глигич-Золотарева М.В. Актуальные вопросы разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №2.

Серегина Л.В. Тенденции разграничения полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения // Журнал российского права. 2006. №6.

Собянин С.С. Разграничение компетенции органов власти различных уровней в федеративном государстве //Государство и право. 2006. №12.

Сыродоев Н.А. о разграничении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Правоведение. 1995. №3.

Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. 2007. № 2.

Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. 2004. №8.

Чертков А.Н. Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: проблемы конституционно-правового оформления // Государство и право. 2007. №8.

Чиркин В.Е. Новый российский федерализм: стратегия и тактика //Право и политика. 2000. №12;

Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество и субсидиарность // Государство и право. 2002. №5.

Шашкова Е.М. Договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация // Конституционное и муниципальное право. 2008. №3.

Модуль 2. «Этнические факторы российского федерализма»

Тема 5. Конституционные основы национальной политики Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow