Семинарское занятие (4 часа). 1. Конституционные принципы российского федерализма: общая характеристика

1. Конституционные принципы российского федерализма: общая характеристика.

2. Государственная целостность как принцип российского федерализма.

3. Конституционные основы единства власти и разделения властей в Российской Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Равноправие субъектов Российской Федерации: проблемы асимметрии правового статуса.

Самостоятельная работа (10 часов)

1. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 года «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 года «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993 года «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» и особые мнения судей Конституционного Суда РФ. Какие правовые позиции сформулированы Конституционным Судом РФ и выражены судьями в особых мнениях?//Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №4-5.

2. ИзучитеПостановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК РФ, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 29 июля.

3. При рассмотрении понятия «единство государственной власти», олицетворением которой является Президент, возникает вопрос: Располагает ли центральная власть в лице Президента возможностями обеспечить единое правовое пространство, применение норм федеральной Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов на всей территории Российской Федерации?) Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999г. «О толковании статей 71 (п. «г»), 76 (ч.1) и 112 (ч.1) Конституции Российской Федерации». См.: Эбзеев Б.С. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995г. № 10-П. М., 2000. С. 242-246.

4. Правовые позиции Конституционного Суда РФ свидетельствуют о признании ценности таких принципов федерализма, как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельность, равноправие субъектов Федерации самоопределение народов, защита прав национальных меньшинств. Какова иерархия принципов российского федерализма? Аргументируйте свой ответ.

Тематика докладов, рефератов:

1. Принципы федерализма: история становления и развития.

2. Проблемы и перспективы формирования единого правового пространства и совершен­ство­­ва­ние системы государственного управления в Российской Федерации.

3. Право наций на самоопределение.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте значение понятия «принципы российского федерализма».

2. В чем значение государственной целостности как принципа федерализма?

3. Какие гарантии территориальной целостности закреплены Конституцией РФ?

4. Раскройте содержание принципа единства государственной власти в Российской Федерации?

5. Каковы международные основы права наций на самоопределение?

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ в ред. от 4 июня 2010 г. №118-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 2000. № 31. Ст. 3205. 2001. № 7. Ст. 608. 2002. № 16. Ст. 1601; № 19. № 1792; № 30. Ст. 3024; № 50. Ст. 4930. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709. 2004. № 25. Ст. 2484; № 50. Ст. 4950. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 17, 25. 2005. № 30 (ч. 1.). Ст. 3104. 2006. № 1. Ст. 10, 13; № 23. Ст. 2380; № 29. Ст. 3124; № 30. Ст. 3287; № 31 (ч. 1). Ст. 3427, Ст. 3452; № 44. Ст. 4537; № 50. Ст. 5279. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 10. Ст. 1151; № 13. Ст. 1464; № 18. Ст. 2117; № 21. Ст. 2455; № 26. Ст. 3074; № 30. Ст. 3747, 3805, 3808; № 43. Ст. 5084; № 46. Ст. 5553; 2008. № 13. Ст. 1186. № 29 (ч. 1). Ст. 3418. № 30 (ч. 1). Ст. 3597. № 30 (ч. 2). Ст. 3616. № 49. Ст. 5747. № 52 (ч. 1). Ст. 6229. Ст. 6236; 2009. № 7. Ст.772; №14. Ст. 1576; №29. Ст. 3612; №51. Ст. 6163; 2010. №14. Ст. 1549; №15. Ст. 1736; №23. Ст. 2800.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 «О толковании статей 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №7.

Анненкова В.Г. Единство Российского федеративного государства: понятие, признаки, этапы становления. М.: ИГ Юрист, 2005. 192 с.

Анненкова В.Г., Заметина Т.В., Кулушева М.А. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов Федерации / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Изд-во Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, 2004.

Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003.

Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства. М.: Изд-во МГУ, Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 2006. 376 с.

Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета. 2005. 197 с.

Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. №10.

Безруков А. Роль правовых позиций Конституционного Суда в сфере регулирования федеративных отношений // Федерализм. 2008. №1.

Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005. 429 с.

Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: «Формула права», 2004. 592 с.

Курнышев В.В. Концептуальные подходы к снижению экономической, социальной и правовой асимметрии в развитии регионов Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 1999. №2.

Лебедев В.А., Киреев В.В. Суверенная демократия или суверенитет демократии? //Конституционное и муниципальное право. 2007. №5.

Лексин И.В. Практика и возможности участия субъектов РФ в принятии общегосударственных решений // Федерализм. 2008. №1.

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2000, 368 с.

Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. 1999. №4.

Разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: Тез. докл. научно-практ. семинара / науч. ред. В.М. Манохин. Саратов: Изд-во СГАП, 2002. 148 с.

Сафонов В.Е. Государственное единство и территориальная целостность в судебных решениях: международные и конституционно-правовые аспекты. М.: Российская академия правосудия, 2008. 399 с.

Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. 2007. № 2.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Эбзеев Б.С., Краснорядцев С.Л., Левакин И.В., Радченко В.И. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. 375 с.

Тема 4. Конституционные основы разграничения предметов и полномочий между федерацией и субъектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: