1. Проба Мартинета (упрощенная методика) используется при массовых исследованиях, позволяет оценивать способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению после физической нагрузки. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 секунд и приседания в том же темпе в течение 2 минут. В первом случае период длится 3 минуты, во втором — 5. Перед нагрузкой и спустя 3 (или 5) минут после ее окончания у испытуемого измеряется ЧСС, систолическое и диастолическое давление. Оценка пробы проводится по величине разности исследуемых показателей до и после нагрузки:
при разности не более 5 — «хорошо»;
при разности от 5 до 10 — «удовлетворительно»;
при разности более 10 — «неудовлетворительно».
2. Гарвардский степ-тест оценивает реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Оснащение: гимнастическая скамейка высотой 30 см, секундомер, протокол. Для проведения теста необходимо обучить студентов подсчету пульса. Пульс подсчитывается только за 10 секунд на лучевой или сонной артерии и всегда только в положении стоя.
Нагрузки выполняются следующим образом: на счёт «раз» ставится правая нога на гимнастическую скамейку (всей ступнёй, а не носок), на счёт «два» - левая нога (колени выпрямляются), на счёт «три» правая нога ставится на пол, на счёт «четыре» левая нога ставится на пол. Первая нагрузка выполняется со скоростью 20 подъёмов в минуту, то есть 1подъём и спуск на 4 счёта в течение 3 секунд, а вторая нагрузка – со скоростью 30 подъёмов в минуту, то есть полный подъём и спуск на 4 счёта в течение 2 секунд. Между первой и второй нагрузкой перерыв в 10 секунд, необходимый для подсчёта пульса.
Поэтапно методика степ – теста выглядит следующим образом:
1. Группа студентов строится за гимнастической скамейкой.
2. Заполняется протокол исследования физической работоспособности (№ п/п, ФИО, курс, группа, масса тела, паспортный возраст).
3. Преподаватель объясняет и показывает технику проведения степ – теста.
4. Студенты 4 пальцами левой руки находят пульсацию на правой лучевой или сонной артерии и подсчитывают пульс в течение 1 минуты, затем вносят результаты в протокол.
5. Под счёт преподавателя (раз, два, три, четыре – за 3 секунды) проводится первая работа: в течение 3 минут 60 подъёмов на гимнастическую скамейку.
6. После прекращения работы, в положении стоя, находится пульсация 4 пальцами левой руки на правой лучевой или сонной артерии и подсчитывается пульс в течение 10 секунд. Результат сообщается помощнику, который заносит его в протокол.
7. Под счёт преподавателя (раз, два, три, четыре – за 2 секунды) проводится вторая работа: в течение 3 минут 90 подъёмов на гимнастическую скамейку.
8. После прекращения работы, в положении стоя, под команду преподавателя подсчитывается пульс на лучевой или сонной артерии в течение 10 секунд. Результат сообщается помощнику, который заносит его в протокол.
9. Продолжая стоять, студенты под команду преподавателя подсчитывают пульс через 5 минут восстановительного периода в течение 10 секунд.
10. Секретарь вносит в протокол все результаты пульсов, которые диктуют помощники.
Оценка результатов: по продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс, позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы:
Продолжительность работы (в секундах) х I00
Индекс =
5,5 х число ударов пульса
Величина индекса оценивается как низкая, если она меньше 50, средняя — от 50 до 80 и высокая — более 80. Низкая величина индекса свидетельствует о неудовлетворительной реакции сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку.
Расчётный индекс адаптационного потенциала
сердечно-сосудистой системы (по Баевскому)
Основан на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела:
АП = 0.0011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) – 0.009(Р)
+ 0.014(В) – 0.27;
где АП – адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах
ЧП – частота пульса (уд/мин)
САД и ДАД - систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.)
Р – рост (см)
МТ – масса тела (кг)
В – возраст (лет).
По значениям адаптационного потенциала определяется функциональное состояние пациента. Трактовка пробы:
ниже 2.6 – удовлетворительная адаптация
2.6 – 3.9 – напряжение механизмов адаптации
3.10 – 3.49 – неудовлетворительная адаптация
3.5 и выше – срыв адаптации.