Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30-е годы нашего столетия. В 1920 г. Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, который распространялся на все виды продукции, за исключением газового оборудования, оборудования для водоснабжения и некоторой другой продукции, для которой предусмотрен специальный порядок проведения испытаний образцов и надзора за производством. Знак DIN зарегистрирован в ФРГ в соответствии с законом о защите торговых знаков.
Примером сертификации конкретного вида продукции служит система сертификации электротехнического и электронного оборудования, действующая под эгидой Немецкой электротехнической ассоциации (VDE). Это одна из первых систем, созданных в стране в начале 20-х годов. По соглашению с DIN она организует разработку национальных стандартов в области электротехники, электроники и связи и осуществляет руководство системой сертификации этого оборудования. Она располагает Институтом по испытаниям и приемке, который имеет свои испытательные подразделения и выполняет функции национального органа поверки средств измерений.
|
|
Под эгидой VDE действуют четыре системы сертификации со своим знаком соответствия стандартам:
• электротехнического оборудования для бытового применения, осветительного оборудования, трансформаторов безопасности (класса III), телевизионного и радиооборудования и др.;
• электрических кабелей и шнуров;
• оборудования на излучаемые от него электромагнитные помехи;
• изделий электронной техники.
Первые три системы сертификации являются обязательными. Практическое руководство системами сертификации осуществляет Институт по испытаниям и приемке, который проводит: испытания продукции на соответствие стандартам; надзор за производством продукции и выборку образцов для периодических контрольных испытаний; испытания и исследования, а при необходимости надзор за производством электротехнической, электронной продукции, изготавливаемой в соответствии с другими признанными правилами на основе специальных соглашений.
Таким образом, сертификация VDE. является сертификацией, проводимой третьей стороной, и. предусматривает максимальное количество мероприятий со стороны как предприятия-изготовителя, так и испытательных лабораторий и органов надзора, что позволяет гарантировать требуемый уровень качества продукции.
В Великобритании сертификация, как и в Германии, охватывает многие отрасли промышленности и виды товаров. В этой стране действует несколько национальных систем сертификации, наиболее крупная — Британского института стандартов. Для продукции, сертифицируемой в этой системе, учрежден специальный знак соответствия британским стандартам, зарегистрированный и охраняемый законом. Вид этого знака, а также некоторых других, применяемых за рубежом, представлен на рис.
|
|
Сертификация в Великобритании в основном носит добровольный характер, за исключением областей, где решением правительства стандарты обязательны к применению.
Во Франции в 1938 г. декретом была создана национальная система сертификации знака NF (Французский стандарт). Ответственность за общую организацию и руководство системой была возложена на Французскую ассоциацию по стандартизации (AFNOR). Система сертификации знака NF означает, что продукция, прошедшая сертификацию в соответствии с установленными правилами, полностью удовлетворяет требованиям французских стандартов. Таким образом, в основе системы лежат исключительно национальные стандарты, подготавливаемые и утверждаемые AFNOR. Знак NF зарегистрирован во Франции в соответствии с законом о торговых и сервисных знаках.
После окончания второй мировой войны началось практическое функционирование системы. В настоящее время она включает более 75 систем сертификации, каждая из которых распространяется на конкретные группы продукции. Например, по бытовым приборам и машинам действуют 15 систем сертификации {электробытовые приборы, бытовые холодильники и др.). Национальная система сертификации знака NF основывается на принципе децентрализации, за исключением важнейших вопросов, которые решаются AFNOR и Руководящим комитетом системы.
Начиная с 1981 г. 18 национальных организаций были признаны правительством Франции уполномоченными органами по сертификации. Среди них наиболее значительной, конечно, является AFNOR. В соответствии с законом от 1978 г. об информации и защите потребителей и декретом от 1980 г. сертификаты качества определены как признаки продукции, подтверждающие, что ее характеристики контролируются независимым национальным органом.
Наличие большого числа национальных систем сертификации в странах Западной Европы, основанных на нормативных документах этих стран, привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным показателям. Это являлось техническим препятствием в торговле между странами-членами Европейского Союза (ЕС) и мешало реализации идеи создать пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение людей, товаров и услуг.
Различия в сертификации соответствия касались также и административных аспектов. В результате технические барьеры, обусловленные различными нормативными документами, преодолевались в стране-импортере путем повторения процедур сертификации, которые в стране-экспортере (изготовителе) уже были проведены по действующим там правилам. Решение этой проблемы было найдено 21 декабря 1989 г., когда Совет ЕС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». Основная идея этого документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путем использования таких инструментов, как сертификация и аккредитация, построенным по единым европейским нормам. Это доверие должно быть подтверждено качеством и компетентностью. Основные рекомендации «Глобальной концепции» можно сформулировать в шести тезисах:
1. Поощрение всеобщего применения стандартов по обеспечению качества серии EN 29000 и сертификация на соответствие этим стандартам.
2. Применение стандартов серии EN 45000, устанавливающих
Требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям при их аккредитации.
|
|
3. Поощрение создания централизованных национальных систем аккредитации.
4. Основание организации по испытаниям и сертификации в
законодательно нерегулируемой области.
5. Гармонизация инфраструктуры испытаний и сертификации
в странах ЕС.
6. Заключение договоров с третьими странами о взаимном признании испытаний и сертификатов.
Для практической реализации рекомендаций европейские страны основали множество организаций по аккредитации, сертификации и испытаниям, которые преследуют такие цели, как: облегчение условий для международной торговли, гармонизация методик аккредитации, испытаний и сертификации; взаимное признание аккредитации, сертификации, результатов испытаний и калибровки средств измерений; повышение качества испытаний. Большое значение для взаимного признания сертификации имеют соглашения по конкретным видам продукции, например соглашение HAR по определению процедур присвоения знака соответствия на кабели и провода или соглашение EMEDICA по маркировке медицинских электроприборов.
В отличие от стран Западной Европы в США отсутствуют единые правила сертификации или единый национальный орган по сертификации. Действуют сотни систем, созданных при различных ассоциациях-изготовителях, частных компаниях. Такое же положение в стране со стандартизацией — стандарты разрабатываются сотнями организаций, имеющими различный статус.
Несмотря на отсутствие единого национального органа по сертификации, на который правительством было бы возложено общее руководство работами по сертификации, предпринимаются попытки по созданию общих критериев для действующих сертификационных систем. Для этого образована национальная система аккредитации испытательных лабораторий, организуется система регистрации сертификационных систем.
Сертификация в США служит гарантией качества на национальном (если орган, при котором она создана, действительно является общенациональным) и международном уровнях. Поэтому, хотя отсутствует законодательство, устанавливающее обязательность сертификации, авторитетом пользуются системы сертификации, созданные при таких общепризнанных организациях, как Национальная лаборатория страховых компаний, Лаборатория американских предприятий газовой промышленности, Испытательный центр сельскохозяйственной техники в штате Небраска и др.
|
|
Страны Восточной Европы развивали национальные системы сертификации аналогично западноевропейским странам. В рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) работы по интеграции в вопросах сертификации начались в конце 70-х годов. Были разработаны «Основные принципы взаимного признания результатов и контроля качества продукции для заключения двухсторонних соглашений» и методические материалы «Типовая форма двухсторонних соглашений о взаимном признании результатов испытаний и контроля качества продукции».
В 1980 г. Институт СЭВ по стандартизации разработал «Общие условия взаимного признания результатов испытаний продукции». Этот документ предусматривал организацию структур для взаимного признания результатов испытаний во всех странах — участницах соглашения. Предполагалось создание сети управляющих структур, а также аккредитованных испытательных лабораторий, которые должны были обеспечивать объективность и достоверность проведенных испытаний, правильное оформление протоколов испытаний и сертификатов.
Известные политические события конца 80-х годов не дали реализоваться планам в рамках СЭВ, но интеграционные процессы в мировой экономике заставляют бывшие страны социалистического лагеря развивать и совершенствовать процессы сертификации и аккредитации, гармонизируя их с общеевропейскими и мировыми стандартами.
Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться в 1979 г. после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Целью такой системы было обеспечение достоверной и оперативной оценки качества продукции и предотвращение передачи в производство технически несовершенных, конструктивно и технологически недоработанных изделий, а также система-' тический контроль за стабильностью качества выпускаемой продукции. Испытательные центры тех лет во многом явились базами для современных испытательных лабораторий. Однако критерии, по которым работали государственные испытательные центры, не согласовывались с требованиями на испытания при сертификации. Принятое в 1986 г. «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50-598-86» являлось организационно-методическим документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения, проводимых в рамках международных систем сертификации или двухсторонних (многосторонних) соглашений по сертификации.
Согласно этому Положению, работы по сертификации продукции машиностроения в СССР проводились в следующих направлениях:
• определение перечней продукции, подлежащей сертификации;
• установление сертификационных требований к продукции и введение их в нормативно-техническую документацию (НТД)
. на эту продукцию;
• разработка документов, устанавливающих правила проведения сертификации конкретной продукции;
• аттестация производства сертифицируемой продукции на предприятиях-изготовителях;
• аккредитация испытательных организаций, определенных для сертификационных испытаний;
• испытания продукции, подлежащей сертификации;
• выдача сертификатов или постановка знаков соответствия;
• надзор и контроль качества сертифицируемой продукции и
проведение сертификации в стране;
• участие в международных системах сертификации конкретной продукции либо заключение двух- или многосторонних соглашений по сертификации или взаимному признанию результатов испытаний.
Таким образом, в начале 90-х годов в России сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации. Законодательно сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя была введена в действие в 1992 г. Законом Российской Федерации «О защите прав потребителя». С 1 мая 1992 г. в России введена в действие система обязательной сертификации ГОСТ Р.