История развития сертификации

Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30-е годы нашего столетия. В 1920 г. Немец­кий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответ­ствия стандартам DIN, который распространялся на все виды продукции, за исключением газового оборудования, оборудова­ния для водоснабжения и некоторой другой продукции, для ко­торой предусмотрен специальный порядок проведения испыта­ний образцов и надзора за производством. Знак DIN зарегистри­рован в ФРГ в соответствии с законом о защите торговых знаков.

Примером сертификации конкретного вида продукции служит система сертификации электротехнического и электронного обо­рудования, действующая под эгидой Немецкой электротехничес­кой ассоциации (VDE). Это одна из первых систем, созданных в стране в начале 20-х годов. По соглашению с DIN она организует разработку национальных стандартов в области электротехники, электроники и связи и осуществляет руководство системой сер­тификации этого оборудования. Она располагает Институтом по испытаниям и приемке, который имеет свои испытательные под­разделения и выполняет функции национального органа повер­ки средств измерений.

Под эгидой VDE действуют четыре системы сертификации со своим знаком соответствия стандартам:

• электротехнического оборудования для бытового примене­ния, осветительного оборудования, трансформаторов безопаснос­ти (класса III), телевизионного и радиооборудования и др.;

• электрических кабелей и шнуров;

• оборудования на излучае­мые от него электромагнитные помехи;

• изделий электронной тех­ники.

Первые три системы сертифи­кации являются обязательными. Практическое руководство систе­мами сертификации осуществля­ет Институт по испытаниям и приемке, который проводит: испытания продукции на соответствие стандартам; надзор за производством продукции и выборку образцов для периодических контрольных испытаний; испыта­ния и исследования, а при необходимости надзор за производ­ством электротехнической, электронной продукции, изготавли­ваемой в соответствии с другими признанными правилами на ос­нове специальных соглашений.

Таким образом, сертификация VDE. является сертификаци­ей, проводимой третьей стороной, и. предусматривает максимальное количество мероприятий со стороны как предприятия-изго­товителя, так и испытательных лабораторий и органов надзора, что позволяет гарантировать требуемый уровень качества продукции.

В Великобритании сертификация, как и в Германии, охваты­вает многие отрасли промышленности и виды товаров. В этой стране действует несколько национальных систем сертификации, наиболее крупная — Британского института стандартов. Для про­дукции, сертифицируемой в этой системе, учрежден специальный знак соответствия британским стандартам, зарегистрирован­ный и охраняемый законом. Вид этого знака, а также некоторых других, применяемых за рубежом, представлен на рис.

Сертификация в Великобритании в основном носит доброволь­ный характер, за исключением областей, где решением прави­тельства стандарты обязательны к применению.

Во Франции в 1938 г. декретом была создана национальная система сертификации знака NF (Французский стандарт). Ответственность за об­щую организацию и ру­ководство системой была возложена на Французс­кую ассоциацию по стан­дартизации (AFNOR). Система сертификации знака NF означает, что продукция, прошедшая сертификацию в соответ­ствии с установленными правилами, полностью удовлетворяет требованиям французских стандартов. Таким образом, в основе системы лежат исключительно национальные стандарты, подготавливаемые и утверждаемые AFNOR. Знак NF зарегистрирован во Франции в соответствии с законом о торговых и сервисных знаках.

После окончания второй мировой войны началось практиче­ское функционирование системы. В настоящее время она вклю­чает более 75 систем сертификации, каждая из которых распро­страняется на конкретные группы продукции. Например, по бы­товым приборам и машинам действуют 15 систем сертификации {электробытовые приборы, бытовые холодильники и др.). На­циональная система сертификации знака NF основывается на принципе децентрализации, за исключением важнейших воп­росов, которые решаются AFNOR и Руководящим комитетом системы.

Начиная с 1981 г. 18 национальных организаций были при­знаны правительством Франции уполномоченными органами по сертификации. Среди них наиболее значительной, конечно, яв­ляется AFNOR. В соответствии с законом от 1978 г. об информа­ции и защите потребителей и декретом от 1980 г. сертификаты качества определены как признаки продукции, подтверждающие, что ее характеристики контролируются независимым нацио­нальным органом.

Наличие большого числа национальных систем сертифика­ции в странах Западной Европы, основанных на нормативных документах этих стран, привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным пока­зателям. Это являлось техническим препятствием в торговле между странами-членами Европейского Союза (ЕС) и мешало реализации идеи создать пространство без внутрен­них границ, в котором обеспечивается свободное перемещение людей, товаров и услуг.

Различия в сертификации соответствия касались также и ад­министративных аспектов. В результате технические барьеры, обусловленные различными нормативными документами, преодо­левались в стране-импортере путем повторения процедур серти­фикации, которые в стране-экспортере (изготовителе) уже были проведены по действующим там правилам. Решение этой пробле­мы было найдено 21 декабря 1989 г., когда Совет ЕС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытани­ям». Основная идея этого документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путем использования таких инстру­ментов, как сертификация и аккредитация, построенным по еди­ным европейским нормам. Это доверие должно быть подтвержде­но качеством и компетентностью. Основные рекомендации «Глобальной концепции» можно сформулировать в шести тезисах:

1. Поощрение всеобщего применения стандартов по обеспече­нию качества серии EN 29000 и сертификация на соответствие этим стандартам.

2. Применение стандартов серии EN 45000, устанавливающих
Требования к органам по сертификации и испытательным лабо­раториям при их аккредитации.

3. Поощрение создания централизованных национальных си­стем аккредитации.

4. Основание организации по испытаниям и сертификации в
законодательно нерегулируемой области.

5. Гармонизация инфраструктуры испытаний и сертификации
в странах ЕС.

6. Заключение договоров с третьими странами о взаимном признании испытаний и сертификатов.

Для практической реализации рекомендаций европейские страны основали множество организаций по аккредитации, сер­тификации и испытаниям, которые преследуют такие цели, как: облегчение условий для международной торговли, гармониза­ция методик аккредитации, испытаний и сертификации; вза­имное признание аккредитации, сертификации, результатов ис­пытаний и калибровки средств измерений; повышение каче­ства испытаний. Большое значение для взаимного признания сертификации имеют соглашения по конкретным видам продукции, например соглашение HAR по определению процедур присвоения знака соответствия на кабели и провода или соглашение EMEDICA по маркировке медицинских элект­роприборов.

В отличие от стран Западной Европы в США отсутствуют еди­ные правила сертификации или единый национальный орган по сертификации. Действуют сотни систем, созданных при различ­ных ассоциациях-изготовителях, частных компаниях. Такое же положение в стране со стандартизацией — стандарты разрабаты­ваются сотнями организаций, имеющими различный статус.

Несмотря на отсутствие единого национального органа по сер­тификации, на который правительством было бы возложено об­щее руководство работами по сертификации, предпринимаются попытки по созданию общих критериев для действующих серти­фикационных систем. Для этого образована национальная система аккредитации испытательных лабораторий, организуется сис­тема регистрации сертификационных систем.

Сертификация в США служит гарантией качества на националь­ном (если орган, при котором она создана, действительно является общенациональным) и международном уровнях. Поэтому, хотя от­сутствует законодательство, устанавливающее обязательность сер­тификации, авторитетом пользуются системы сертификации, со­зданные при таких общепризнанных организациях, как На­циональная лаборатория страховых компаний, Лаборатория американских предприятий газовой промышленности, Испытатель­ный центр сельскохозяйственной техники в штате Небраска и др.

Страны Восточной Европы развивали национальные системы сертификации аналогично западноевропейским странам. В рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) работы по ин­теграции в вопросах сертификации начались в конце 70-х годов. Были разработаны «Основные принципы взаимного признания результатов и контроля качества продукции для заключения двух­сторонних соглашений» и методические материалы «Типовая форма двухсторонних соглашений о взаимном признании резуль­татов испытаний и контроля качества продукции».

В 1980 г. Институт СЭВ по стандартизации разработал «Об­щие условия взаимного признания результатов испытаний про­дукции». Этот документ предусматривал организацию структур для взаимного признания результатов испытаний во всех стра­нах — участницах соглашения. Предполагалось создание сети управляющих структур, а также аккредитованных испытатель­ных лабораторий, которые должны были обеспечивать объектив­ность и достоверность проведенных испытаний, правильное офор­мление протоколов испытаний и сертификатов.

Известные политические события конца 80-х годов не дали реализоваться планам в рамках СЭВ, но интеграционные процес­сы в мировой экономике заставляют бывшие страны социалисти­ческого лагеря развивать и совершенствовать процессы сертифи­кации и аккредитации, гармонизируя их с общеевропейскими и мировыми стандартами.

Сертификация продукции в Российской Федерации, а до это­го в СССР, начала развиваться в 1979 г. после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повыше­ние эффективности производства и качества работы». Госстан­дарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытани­ям важнейших видов продукции производственно-бытового на­значения. Целью такой системы было обеспечение достоверной и оперативной оценки качества продукции и предотвращение пе­редачи в производство технически несовершенных, конструктив­но и технологически недоработанных изделий, а также система-' тический контроль за стабильностью качества выпускаемой про­дукции. Испытательные центры тех лет во многом явились базами для современных испытательных лабораторий. Однако критерии, по которым работали государственные испытательные центры, не согласовывались с требованиями на испытания при сертифи­кации. Принятое в 1986 г. «Временное положение о сертифика­ции продукции машиностроения в СССР. РД 50-598-86» явля­лось организационно-методическим документом, устанавливаю­щим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения, проводимых в рамках международных систем сертификации или двухсторонних (многосторонних) соглашений по сертификации.

Согласно этому Положению, работы по сертификации продук­ции машиностроения в СССР проводились в следующих направ­лениях:

• определение перечней продукции, подлежащей сертифика­ции;

• установление сертификационных требований к продукции и введение их в нормативно-техническую документацию (НТД)

. на эту продукцию;

• разработка документов, устанавливающих правила прове­дения сертификации конкретной продукции;

• аттестация производства сертифицируемой продукции на предприятиях-изготовителях;

• аккредитация испытательных организаций, определенных для сертификационных испытаний;

• испытания продукции, подлежащей сертификации;

• выдача сертификатов или постановка знаков соответствия;

• надзор и контроль качества сертифицируемой продукции и
проведение сертификации в стране;

• участие в международных системах сертификации конк­ретной продукции либо заключение двух- или многосторонних соглашений по сертификации или взаимному признанию резуль­татов испытаний.

Таким образом, в начале 90-х годов в России сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной си­стемы сертификации. Законодательно сертификация как обяза­тельная процедура защиты прав потребителя была введена в дей­ствие в 1992 г. Законом Российской Федерации «О защите прав потребителя». С 1 мая 1992 г. в России введена в действие систе­ма обязательной сертификации ГОСТ Р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: