Законодательная база сертификации

Деятельность по сертификации в России законодательно регу­лируется и обеспечивается: законами РФ, указами Президента, Постановлениями Правительства РФ, Постановлениями Госстандарта РФ, нормативными актами министерств и ведомств.

Нормативно-методическая база сертификации включает:

• совокупность нормативных документов, на соответствие тре­бованиям которых проводится сертификация продукции и ус­луг, а также документов, устанавливающих методы проверки со­блюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);

• комплекс организационно-методических документов, опре­деляющих правила и порядок проведения работ по сертифика­ции (серия правил по сертификации и комментариев к ним).

Из законов: з-н «О защите прав потребителей» 5.12.95г., з-н «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993, з-н «О стандартизации» 27.12.95г.

Основополагающим документом в об­ласти сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг». В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и подписанный Президентом 31 июля 1998 г. Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сер­тификации продукции, услуг и иных объектов (например, сис­тем качества предприятий) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Раздел 1. Общие положения, включает шесть статей.

В ст. 1 дается определение сертификации. Ст. 2-4 регулирование отношений в области сертификации. Ст.5 определяет понятие система сертификации. Ст. 6 дает определение сертификата и знака соответствия.

Сертификат соответствия — название документа, которым завершается процесс сертификации. Это название единое для сер­тификатов, выдаваемых в системах обязательной и доброволь­ной сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливается в каждой системе сер­тификации.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркирован­ной им продукции установленным требованиям. Знак соответ­ствия должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Госстандарте РФ.

Правила применения знака соответствия в каждой системе сертификации определяется этой системой и Постановлением Госстандарта РФ от 25.07.96 «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции». Они устанавливают общие требования к применению знака при обязательной сертификации и к порядку обеспечения маркировки этим знаком. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия при обязательной сертификации содержатся в ГОСТе Р 50460-92 (Изображения некоторых знаков принятых в РФ.)

Отношения в области сертификации регулируются также различными Постановлениями Правительства РФ и другие нормативные акты, регулирующие деятельность по подтверждению соответст­вия продукции, услуг и иных объектов установленным требо­ваниям.

К таким актам относятся:

Правила по проведе­нию сертификации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г.

В Правилах приведен Перечень сертифицируемых услуг, оп­ределены показатели услуг, которые необходимо подтвердить при сертификации, а также для каждой услуги указаны норма­тивные документы, на соответствие требованиям которых про­водится сертификация, и нормативные документы на методы испытаний (проверок, оценок).

Правила сертификации работ и услуг в Российской Фе­дерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. В соответствии с этими Правилами при серти­фикации работ и услуг применяют: законодательные акты Рос­сийской Федерации; правила выполнения отдельных видов ра­бот и оказания отдельных видов услуг, утвержденные поста­новлениями Правительства РФ; государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Рос­сийской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам. При этом следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установлен­ном порядке.

Постановление правительства «Об утверждение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащей обязательной сертификации», утвержден 13.08.1997г. 24.05.2000г.

Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в перечень товаров…» 29.04.2002г. сокращены перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Услуги туроператоров, турагенств, тур.услуги и услуги средств размещения подлежат теперь не обязательной а добровольной сертификации.

В сфере туризма действует ряд специальных актов, отне­сенных к группе «Туристско-экскурсионное обслуживание». Основополагающим документом в этом ряду являются «Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц», утвержден­ные постановлением Госстандарта России от 14 октября 1994 г. № 18 и введенные в действие 1 января 1995 г. Правила уста­навливают организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, приводятся нормативные определения терминов: туристская, экскурсионная услуга; турист; туристское предприятие; туристский маршрут (тур); экскурсия; туристский ваучер (путевка); туроператор; турагентство; средства разме­щения. Для сертификации туристских услуг также используются ГОСТы.

Для организационно-практической деятельности по сертифи­кации систем качества Госстандарт России принял и ввел в дей­ствие ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации». Соблюдение этих Правил является обязательным условием регистрации в Государ­ственном реестре Госстандарта России систем сертификации и знаков соответствия. Все предусмотренные Правилами процеду­ры и требования к сертификации систем качества служат созда­нию уверенности в том, что сертифицированные системы обеспе­чивают выпуск продукции или оказание услуги на уровне, уста­новленном стандартами или контрактом.

Госстандарт утвердил блок из четырех государственных стан­дартов, ставших нормативно-методической основой регистра сис­тем качества:

ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения».

ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем ка­чества».

ГОСТ 40.004-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр си­стем качества. Порядок проведения сертификации производств».

ГОСТ 40.005-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр си­стем качества. Инспекционный контроль за сертифицированны­ми системами качества и производствами».

ГОСТ Р 40.002-96 применяется при проведении работ по доб­ровольной и обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р, причем его требования обязательны для всех организа­ций, пожелавших сертифицировать систему качества в регистре.

Стандарт устанавливает основные принципы организации ра­бот по сертификации систем качества (производств). При серти­фикации должны быть обеспечены: добровольность; бездискри­минационный доступ к участию в процессах сертификации; объективность оценок; воспроизводимость результатов оценок; конфиденциальность; информативность; специализация органов по сертификации систем качества (производств); проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере; достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества норматив­ным требованиям. Рассмотрим эти принципы более подробно.

' Добровольность. Сертификация осуществляется только по ини­циативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом).

Бездискриминационный доступ к участию в процессах сер­тификации. К сертификации в регистре допускаются все орга­низации, подавшие заявку и признающие установленные в нем принципы, требования и правила. Исключается любая дискри­минация заявителя и любого участника процесса сертификации (цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, нео­правданная задержка по срокам, необоснованный отказ в при­еме заявки и пр.).

Объективность оценок. Она обеспечивается независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результа­тах оценки и сертификации, а также полнотой состава комиссии экспертов (далее — комиссии).

В совокупности комиссия по сертификации должна знать стандарты на систему качества, владеть техникой проверки, знать особенности производства продукции и нормативные тре­бования к ней. В составе комиссии должен быть специалист по проверяемому виду экономической деятельности (отрасли хо­зяйства). При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др. Объек­тивность оценок обеспечивается также компетентностью экс­пертов, проводящих сертификацию (эксперт должен быть ат­тестован на право проведения сертификации систем качества или производств и зарегистрирован в Государственном реестре Госстандарта России).

Воспроизводимость результатов оценок. Она обеспечивается применением при проверках и оценках систем качества (произ­водств) правил и процедур, основанных на единых требованиях;

проведением оценок на основе фактических данных; докумен­тальным оформлением результатов оценок и сертификации; чет­кой организацией системы учета и хранения документации орга­ном по сертификации.

Конфиденциальность. Орган по сертификации, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе комиссии специалисты должны соблюдать конфиденциальность информации об органи­зациях, полученной на всех этапах сертификации, а также выво­дов, характеризующих состояние системы качества (производств) и соответствие персонала. Конфиденциальность информации обес­печивается:

• для штатного персонала органа по сертификации — опре­делением требований конфиденциальности в приказах руководи­
теля органа, должностных инструкциях (при ознакомлении пер­сонал ставит свою подпись);

• для привлекаемого к работам по сертификации персонала —
установлением требований конфиденциальности в договорах (тру­довых соглашениях), заключаемых между органом по сертифи­кации и привлекаемыми участниками.

Условие конфиденциальности информации не соблюдают в тех случаях, когда продукция (услуга), производимая предприяти­ем, а также условия производства могут угрожать здоровью по­требителей и представлять опасность для экологии.

Информативность. В регистре должна обеспечиваться еже­годная публикация официальной информации о сертифициро­ванных системах качества (производства) организаций. Кроме того, в оперативных источниках информации (периодических изданиях Госстандарта России и его институтов) должна пуб­ликоваться текущая информация о сертификации или об ан­нулировании сертификатов систем качества (производств) орга­низаций.

Официальным источником информации по перечисленным вопросам является Реестр сертифицированных систем качества и производств регистра.

Специализация органов по сертификации систем качества (производств). Органы по сертификации должны быть специа­лизированы по областям аккредитации в соответствии с класси­фикацией по видам экономической деятельности, принятой в системе сертификации ГОСТ Р. Условием для включения в об­ласть аккредитации той или иной сферы экономической деятель­ности (отрасли народного хозяйства) является наличие в органе по сертификации систем качества (производств) консультантов (помимо экспертов по сертификации систем качества), специали­зирующихся в соответствующей сфере деятельности.

Проверки выполнения требований, предъявляемых к продук­ции (услуге) в законодательно регулируемой сфере. Если в соот­ветствии с действующим законодательством Российской Феде­рации к продукции (услуге) предъявляют обязательные требо­вания, устанавливаемые в государственных стандартах или других документах, при сертификации, систем качества (произ­водств) проверяют способность предприятия обеспечить их со­блюдение.

Достоверность доказательств со стороны заявителя соот­ветствия системы качества нормативным требованиям. При сертификации систем качества орган по сертификации оценива­ет достоверность доказательств заявителя о выполнении требова­ний ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003 в зависимости от заявленной модели.

ГОСТ Р 40.003-96 устанавливает процедуры:

• взаимодействия органов по сертификации систем качества
и заявителей в предсертификационный период;

• проведения проверок;

• принятия решений о сертификации систем качества;

• оформления сертификатов соответствия системы качества;

• инспекционного контроля за сертифицированными систе­мами качества.

Стандарт соответствует действующему законодательству Рос­сийской Федерации, правилам по сертификации, государствен­ным стандартам, а также международным и европейским прави­лам и процедурам.

ГОСТ Р 40.004-96 устанавливает процедуры сертификации производств, аналогичные процедурам сертификации систем ка­чества.

ГОСТ Р 40.005-96 устанавливает процедуры:

• проведения инспекционного контроля сертифицированных
систем качества (производств);

• взаимодействия органов по сертификации систем качества
(производств) и заявителей в период проведения инспекционного
контроля;

• проведения инспекционного контроля;

• принятия решений по результатам проведенного инспекци­онного контроля;

• взаимодействия органов по сертификации с Техническим
центром регистра систем качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: