Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается: законами РФ, указами Президента, Постановлениями Правительства РФ, Постановлениями Госстандарта РФ, нормативными актами министерств и ведомств.
Нормативно-методическая база сертификации включает:
• совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);
• комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).
Из законов: з-н «О защите прав потребителей» 5.12.95г., з-н «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993, з-н «О стандартизации» 27.12.95г.
Основополагающим документом в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг». В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и подписанный Президентом 31 июля 1998 г. Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Раздел 1. Общие положения, включает шесть статей.
|
|
В ст. 1 дается определение сертификации. Ст. 2-4 регулирование отношений в области сертификации. Ст.5 определяет понятие система сертификации. Ст. 6 дает определение сертификата и знака соответствия.
Сертификат соответствия — название документа, которым завершается процесс сертификации. Это название единое для сертификатов, выдаваемых в системах обязательной и добровольной сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливается в каждой системе сертификации.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Знак соответствия должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Госстандарте РФ.
Правила применения знака соответствия в каждой системе сертификации определяется этой системой и Постановлением Госстандарта РФ от 25.07.96 «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции». Они устанавливают общие требования к применению знака при обязательной сертификации и к порядку обеспечения маркировки этим знаком. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия при обязательной сертификации содержатся в ГОСТе Р 50460-92 (Изображения некоторых знаков принятых в РФ.)
|
|
Отношения в области сертификации регулируются также различными Постановлениями Правительства РФ и другие нормативные акты, регулирующие деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов установленным требованиям.
К таким актам относятся:
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г.
В Правилах приведен Перечень сертифицируемых услуг, определены показатели услуг, которые необходимо подтвердить при сертификации, а также для каждой услуги указаны нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, и нормативные документы на методы испытаний (проверок, оценок).
Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. В соответствии с этими Правилами при сертификации работ и услуг применяют: законодательные акты Российской Федерации; правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства РФ; государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам. При этом следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
Постановление правительства «Об утверждение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащей обязательной сертификации», утвержден 13.08.1997г. 24.05.2000г.
Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в перечень товаров…» 29.04.2002г. сокращены перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Услуги туроператоров, турагенств, тур.услуги и услуги средств размещения подлежат теперь не обязательной а добровольной сертификации.
В сфере туризма действует ряд специальных актов, отнесенных к группе «Туристско-экскурсионное обслуживание». Основополагающим документом в этом ряду являются «Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц», утвержденные постановлением Госстандарта России от 14 октября 1994 г. № 18 и введенные в действие 1 января 1995 г. Правила устанавливают организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, приводятся нормативные определения терминов: туристская, экскурсионная услуга; турист; туристское предприятие; туристский маршрут (тур); экскурсия; туристский ваучер (путевка); туроператор; турагентство; средства размещения. Для сертификации туристских услуг также используются ГОСТы.
Для организационно-практической деятельности по сертификации систем качества Госстандарт России принял и ввел в действие ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации». Соблюдение этих Правил является обязательным условием регистрации в Государственном реестре Госстандарта России систем сертификации и знаков соответствия. Все предусмотренные Правилами процедуры и требования к сертификации систем качества служат созданию уверенности в том, что сертифицированные системы обеспечивают выпуск продукции или оказание услуги на уровне, установленном стандартами или контрактом.
|
|
Госстандарт утвердил блок из четырех государственных стандартов, ставших нормативно-методической основой регистра систем качества:
ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения».
ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества».
ГОСТ 40.004-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств».
ГОСТ 40.005-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».
ГОСТ Р 40.002-96 применяется при проведении работ по добровольной и обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р, причем его требования обязательны для всех организаций, пожелавших сертифицировать систему качества в регистре.
Стандарт устанавливает основные принципы организации работ по сертификации систем качества (производств). При сертификации должны быть обеспечены: добровольность; бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации; объективность оценок; воспроизводимость результатов оценок; конфиденциальность; информативность; специализация органов по сертификации систем качества (производств); проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере; достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям. Рассмотрим эти принципы более подробно.
' Добровольность. Сертификация осуществляется только по инициативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом).
Бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации. К сертификации в регистре допускаются все организации, подавшие заявку и признающие установленные в нем принципы, требования и правила. Исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации (цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, неоправданная задержка по срокам, необоснованный отказ в приеме заявки и пр.).
|
|
Объективность оценок. Она обеспечивается независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации, а также полнотой состава комиссии экспертов (далее — комиссии).
В совокупности комиссия по сертификации должна знать стандарты на систему качества, владеть техникой проверки, знать особенности производства продукции и нормативные требования к ней. В составе комиссии должен быть специалист по проверяемому виду экономической деятельности (отрасли хозяйства). При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др. Объективность оценок обеспечивается также компетентностью экспертов, проводящих сертификацию (эксперт должен быть аттестован на право проведения сертификации систем качества или производств и зарегистрирован в Государственном реестре Госстандарта России).
Воспроизводимость результатов оценок. Она обеспечивается применением при проверках и оценках систем качества (производств) правил и процедур, основанных на единых требованиях;
проведением оценок на основе фактических данных; документальным оформлением результатов оценок и сертификации; четкой организацией системы учета и хранения документации органом по сертификации.
Конфиденциальность. Орган по сертификации, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе комиссии специалисты должны соблюдать конфиденциальность информации об организациях, полученной на всех этапах сертификации, а также выводов, характеризующих состояние системы качества (производств) и соответствие персонала. Конфиденциальность информации обеспечивается:
• для штатного персонала органа по сертификации — определением требований конфиденциальности в приказах руководи
теля органа, должностных инструкциях (при ознакомлении персонал ставит свою подпись);
• для привлекаемого к работам по сертификации персонала —
установлением требований конфиденциальности в договорах (трудовых соглашениях), заключаемых между органом по сертификации и привлекаемыми участниками.
Условие конфиденциальности информации не соблюдают в тех случаях, когда продукция (услуга), производимая предприятием, а также условия производства могут угрожать здоровью потребителей и представлять опасность для экологии.
Информативность. В регистре должна обеспечиваться ежегодная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества (производства) организаций. Кроме того, в оперативных источниках информации (периодических изданиях Госстандарта России и его институтов) должна публиковаться текущая информация о сертификации или об аннулировании сертификатов систем качества (производств) организаций.
Официальным источником информации по перечисленным вопросам является Реестр сертифицированных систем качества и производств регистра.
Специализация органов по сертификации систем качества (производств). Органы по сертификации должны быть специализированы по областям аккредитации в соответствии с классификацией по видам экономической деятельности, принятой в системе сертификации ГОСТ Р. Условием для включения в область аккредитации той или иной сферы экономической деятельности (отрасли народного хозяйства) является наличие в органе по сертификации систем качества (производств) консультантов (помимо экспертов по сертификации систем качества), специализирующихся в соответствующей сфере деятельности.
Проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере. Если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к продукции (услуге) предъявляют обязательные требования, устанавливаемые в государственных стандартах или других документах, при сертификации, систем качества (производств) проверяют способность предприятия обеспечить их соблюдение.
Достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям. При сертификации систем качества орган по сертификации оценивает достоверность доказательств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003 в зависимости от заявленной модели.
ГОСТ Р 40.003-96 устанавливает процедуры:
• взаимодействия органов по сертификации систем качества
и заявителей в предсертификационный период;
• проведения проверок;
• принятия решений о сертификации систем качества;
• оформления сертификатов соответствия системы качества;
• инспекционного контроля за сертифицированными системами качества.
Стандарт соответствует действующему законодательству Российской Федерации, правилам по сертификации, государственным стандартам, а также международным и европейским правилам и процедурам.
ГОСТ Р 40.004-96 устанавливает процедуры сертификации производств, аналогичные процедурам сертификации систем качества.
ГОСТ Р 40.005-96 устанавливает процедуры:
• проведения инспекционного контроля сертифицированных
систем качества (производств);
• взаимодействия органов по сертификации систем качества
(производств) и заявителей в период проведения инспекционного
контроля;
• проведения инспекционного контроля;
• принятия решений по результатам проведенного инспекционного контроля;
• взаимодействия органов по сертификации с Техническим
центром регистра систем качества.