Понятие стандартизации

Важнейшими способами государственного регулиро­вания сферы туризма являются:

а)стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии;

б) сертификация туристского продукта.

в) лицензирование туристской деятельности;

Все эти способы осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.

Важным инструментом государственного регулирования тур. деятельности и защиты прав потребителей тур. услуг является стандартизация.

Существуют различные определения понятия «стандартизация», в частности определение, принятое Международной организацией по стан­дартизации (ИСО) -«Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда».

Определение, данное ИСО, является достаточно сложным, однако указывает на такие важные обстоятельства, как оп­тимальность принимаемых решений, их всеобщность, многократность применения, в том числе в отношении существующих или могущих возникнуть в будущем задач.

Основным законодательным документом в области стандартизации в РФ является Закон РФ «О стандартизации» от 27.12.95г., который устанавливает правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех организаций, предприятий и предпринимателей независимо от форм собственности и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандар­тизации.

В соответствии с этим законом стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем раз
вития науки, техники и технологии;

• единства измерений;

• экономии всех видов ресурсов;

• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Определение стандартизации, данное в рассматриваемом Зако­не, не содержит упомянутых элементов, указывая лишь на сущность деятельности —установление норм, правил и характеристик. Это, ра­зумеется, не означает, что перечисленные требования ИСО не учитываться на практике.

Деятельность по стандартизации направлена на обеспечение не­обходимого технического и организационного единства по регулиру­емым вопросам в общегосударственном масштабе.

Главная ее цель стандартизации- это установление обязательных требований по безопасности, техни­ческой и информационной совместимости хозяйственных объектов.

Цели стандартизации делятся на общие и узкие. Общие – разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуги для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, качество услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов. Узкие цели стандартизации относятся к определенной области деятельности (туризму), сфере услуг в целом, тому или иному туристскому предприятию в отдельности, конкретной туристской услуги. Таким образом, целями стандартизации в сфере туристского обслуживания является:

-обеспечение заявленного уровня качества и безопасности потребления тур.продукта или отдельной тур.услуги;

-защиты интересов потребителей на рынке тур.услуг от недобросовестной конкуренции;

-разработка рекомендаций по потребительским показателям продук­ции.

Основные задачи стандартизации:

- установление показателей качества туристского об­служивания и требований к такому качеству;

- установление требований к процессам оказания турист­ских услуг,

- установление требований, обеспечивающих безопас­ность услуг, охрану здоровья населения и окружающей среды,

- установление требований к сертификации туристских услуг;

- установление основных понятий в области стандарти­зации и управления качеством в сфере туристско- экскурсионного обслуживания населения.

Все работы в области стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания возложены на Технический комитет по стандартизации "Туристско-экскурсионное обслуживание" при Госстандарте.

Стандартизация связана с такими понятиями как объект стандартизации и область стандартизации.

Объектами стандартизации являются услуги или процесс оказания услуги, подлежащие стандартизации, для которых разработаны те или иные требования.

Туристские услуги подразделяются на виды однород­ных услуг: реализация туристских и экскурсионных услуг; туристские путешествия; экскурсии; туристские походы; рекламно-информационные услуги; транспортные услуги; бытовые услуги; услуги проживания; услуги питания; культурно-массовые услуги; физкультурно-оздоровитель­ные услуги.

Процессы туристско-экскурсионного обслуживания подразделяются: на процессы организации и управления; технологические процессы оказания услуг и обслужива­ния; обеспечивающие процессы.

Таким образом, можно сказать, что объектами стандартизации в туристско-экскурсионном обслуживании являются:

• туристские услуги (путешествия, экскурсии, походы, транспортные услуги, услуги проживания, питания, физкультурно-оздоровительные услуги);

• процессы туристского и экскурсионного обслуживания (организация и управление, технологические и обеспечивающие процессы и др.)

Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии:гостиницы и иные средства размещения, сред­ства транспорта, объекты общественного питания, средст­ва развлечения, объекты познавательного, делового, оздо­ровительного, спортивного и иного назначения, а также деятельность всех туристских организаций.

Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, туриндустрия (как отрасль) является областью стандартизации, а объектами могут быть конкретные тур. услуги (гостиниц, транспорты и т.д.).

Стандартизация осуществляется на различных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического или политического региона мира принимают стандарт. В зависимости от этого различают следующие ее виды:

Международная – деятельность, открытая для соответствующих органов любой страны.

Региональная - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного региона мира.

Национальная – стандартизация в одном конкретном государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: