Таблица
Последовательность развития
Стадия
Первая (различение гласных)
Вторая (различение согласных)
Ступень
первая (различение гласных)
вторая предварительная (различение наличия согласных)
третья (различение сонорных и артикулируемых шумных)
четвертая (различение твердых и мягких согласных)
пятая (различение сонорных)
шестая (различение шумных)
Ряд
первый (различение гласных)
второй
третий
четвертый
пятый (различение сонорных)
шестой
седьмой
восьмой
девятый
десятый
одиннадцатый
двенадцатый
Этап
первый
второй
третий
–
–
–
первый
второй
третий
–
–
–
–
–
–
–
Фонематические различения
различение [а] и других гласных
различение [и – у], [э – о], [и – о], [э – у]
различение [и – э], [у – о]
различение наличия согласных: фонема = согласная – нуль – фонема ([бок – ок], [вэк – эк], [д’ик – ик])
различение сонорных и артикулируемых шумных: [м – б], [р – д], [н – г], [j – в]
различение твердых и мягких согласных: [н – н’], [м – м’], [б – б’], [д – д’], [в – в’], [з – з’], [л – л’], [р – р’]
различение назальных и плавных + [j]: [м – л], [м – р], [н – л], [н – р], [н – j], [м – j]
различение назальных: [м – н]
различение плавных: [л – р]
различение сонорных и неартикулируемых шумных: [м – з], [л – х], [н – ж]
различение губных и язычных: [б – д], [б – г], [в – з], [ф – х]
различение взрывных и придувных: [б – в], [д – з], [к – х], [д – ж]
различение передне- и заднеязычных: [д – г], [с – х], [ш – х]
различение глухих и звонких: [п – б], [т – д], [к – г], [ф – в], [с – з], [ш – ж]
различение шипящих и свистящих: [с – з], [ш – ж]
различение плавных и [j]: [р – j], [л – j]
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.
Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:
1 этап – дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;
2 этап – начальная стадия дифференциации фонем;
3 этап – завершающая стадия дифференциации фонем;
4 этап – появляется готовность к элементарному звуковому анализу;
5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.
Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.