Общая схема фонематического развития (Н.Х. Швачкин). Последовательность развития

Таблица

Последовательность развития

Стадия

Первая (различение гласных)

Вторая (различение согласных)

Ступень

первая (различение гласных)

вторая предварительная (различение наличия согласных)

третья (различение сонорных и артикулируемых шумных)

четвертая (различение твердых и мягких согласных)

пятая (различение сонорных)

шестая (различение шумных)

Ряд

первый (различение гласных)

второй

третий

четвертый

пятый (различение сонорных)

шестой

седьмой

восьмой

девятый

десятый

одиннадцатый

двенадцатый

Этап

первый

второй

третий

первый

второй

третий

Фонематические различения

различение [а] и других гласных

различение [и – у], [э – о], [и – о], [э – у]

различение [и – э], [у – о]

различение наличия согласных: фонема = согласная – нуль – фонема ([бок – ок], [вэк – эк], [д’ик – ик])

различение сонорных и артикулируемых шумных: [м – б], [р – д], [н – г], [j – в]

различение твердых и мягких согласных: [н – н’], [м – м’], [б – б’], [д – д’], [в – в’], [з – з’], [л – л’], [р – р’]

различение назальных и плавных + [j]: [м – л], [м – р], [н – л], [н – р], [н – j], [м – j]

различение назальных: [м – н]

различение плавных: [л – р]

различение сонорных и неартикулируемых шумных: [м – з], [л – х], [н – ж]

различение губных и язычных: [б – д], [б – г], [в – з], [ф – х]

различение взрывных и придувных: [б – в], [д – з], [к – х], [д – ж]

различение передне- и заднеязычных: [д – г], [с – х], [ш – х]

различение глухих и звонких: [п – б], [т – д], [к – г], [ф – в], [с – з], [ш – ж]

различение шипящих и свистящих: [с – з], [ш – ж]

различение плавных и [j]: [р – j], [л – j]

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.

Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1 этап – дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;

2 этап – начальная стадия дифференциации фонем;

3 этап – завершающая стадия дифференциации фонем;

4 этап – появляется готовность к элементарному звуковому анализу;

5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: