Социальные группы и общности

Социальная группа — совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социальные группы характеризуются: устойчивым взаимодействием, относительно высокой степенью сплочен­ности, выраженной однородностью состава, вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов. Существует множество классификаций социальных групп: первичные и вторичные, малые и большие, формальные и не­формальные, референтные. Первичные группы отличаются высоким уровнем эмоциональной близости, вторичные - носят обезличенный и формальный характер. Формальные носят социально-юридический статус, у неформальных он отсутству­ет. Референтные группы – это те группы, которые подают положительный пример для человека, к которым он не принадлежит, но стремиться принадлежать. К малым социальным группам относят объединения людей, в которых все чле­ны находятся в непосредственном контакте друг с другом (как правило, от 2 до 10 человек). Большие социальные группы являются социальными общностями: классовыми, этническими, демографическими, религиозными, профессиональными и т.д., они действуют совместно в социально значимых ситуациях в масштабах госу­дарства.

Социальные общности – это эмпирически фиксируемые совокупности индивидов и элементов природной и культурной среды, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального процесса. Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например, по количеству людей – это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение и все население земного шара; по времени продолжительности существования – временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы); по плотности связи – как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования (фанаты какой-либо музыкальной группы, болельщики футбольной команды и т.д.). Складывание общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно (семья, партия, спортивный клуб). Различают квазигрупповые (массовые) и групповые общности. Квазигрупповые характеризуются аморфностью (рыхлой структурой); неупорядоченностью, случайным характером образования; ситуативным способом существования; открытостью, размытостью границ; межгрупповой природой (гетерогенностью). Примеры: толпа, публика, аудитория, социальное движение и др. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более сложной. Случайная толпа может структурироваться и проявить большую сплоченность. Тогда квазигрупповая общность становится групповой. Публика – это неорганизованная группа, члены которой имеют общие интересы, вне прямого общения и контакта. Элемент стихийности выражен в публике слабее, чем в толпе, и она более управляема. Обычно публику в замкнутых помещениях называют аудиторией (например, в лекционных залах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: