Общественное состояние - естественное состояние человека. На это указывал ещё Аристотель, определяя человека как «политическое животное». С рождения человек получает телесную ориентацию, в которой запрограммирована возможность его универсального социально-деятельного развития.
Человек – это социальное или природно-социальное существо; индивид – это единичный представитель человеческого рода, семьи, общности; личность – конкретное выражение сущности человека, совокупность социально значимых черт, качеств, отношений индивида; индивидуальность - уникальное выражение личностных качеств.
По К. Марксу, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Компоненты социальной структуры личности:
1. Память – система знаний, интегрированных личностью.
2. Культура – совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности.
3. Деятельность - определяется образом жизни личности.
|
|
4. Убеждения – стереотипы или стандарты (образцы поведения), при помощи которых человек проявляет свои социальные качества. Стереотипы усваиваются под влиянием его социального окружения.
Обладание этими компонентами обеспечивается процессом социализации личности. Социализация личности – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы общностей. Общность – составляющая среды социализации. Механизм социализации состоит в усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей общности (общностей), которые окружают индивида. Культуры общностей (семьи, малой группы, класса, этноса и т.д.) выступают основой формирования социально значимых черт личности. В процессе социализации выделяют две фазы: социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация – приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам общностей. Интериоризация – процесс превращения внешних требований (норм, ценностей и т.д.) во внутренние мотивы поведения человека внутри общности (общностей) – социальной среде. Но личность не растворяется в социальной среде, модифицирует нормы и
ценности культуры общностей своим индивидуальным их восприятием и наложением на них своего опыта. Возникает диалог личности и общности (общества).
Смотри также: вопрос 25. Личность как социальный тип.
Вопрос 28. Личность как деятельный субъект.