double arrow

Память и личность 10 страница

Когда уровень близости выражается обоими партнерами согласованно, общение между ними воспринимается как естественное и нормальное.

Какое сочетание способов проявления аффилиации будет восприниматься как нормальное, зависит от природы отношений {например, родитель — ребенок, преподаватель — студент) и достигнутого уровня аффилиации.

Существует коммуникационная модель развития и ухудшения отношений, состоящая из десяти этапов взаимодействия. Этапы отно-

шений, которые характеризуются нарастающей близостью и нарастающей позитивной аффилиацией, включают в себя: вступление, экспериментирование, интенсификацию, интеграцию, объединение. Стадия вступления — это такой период в отношениях, когда партнеры только узнают друг друга, он включает в себя оценку привлекательности и доступности предполагаемого партнера. На стадии экспериментирования партнеры изучают друг друга, снимая неуверенность, находя общие моменты и темы, которые следует избегать. На этой стадии общение расслабленно и некритично, обязательств мало и они не сильны. Когда отношения развиваются, они усиливаются, самораскрытие делается более глубоким и интимным, партнеры становятся все более преданными друг другу, и общение между ними приобретает черты уникальности. Партнеры достигают стадии интеграции, когда они начинают разделять между соббй разные аспекты своей жизни, включая социум, частную и публичную близость (выражающиеся через знаки близости, например, кольца) и «парную» идентичность. Вербально «ты и я» превращается в «мы», и в обиход входят ласковые «прозвища». Объединение — это публичное признание, что обязательства заявлены и приняты, контракт заключен. Брак— самый публичный и официальный ритуал объединения, однако данное объединение принимает множество форм и переживает различные этапы отношений. Конечно, отношения могут замедляться, застревать или стабилизироваться на одной из этих стадий.

Что касается распада отношений, дистанцирования, то здесь следующие стадии: дифференциация, ограничение, стагнация, избегание, прекращение.

Эти стадии можно считать параллельными первым пяти стадиям. Каждая характеризуется ослаблением аффилиации и внимания к чувствам другого. По мере того как отношения приходят в упадок, «мы» превращается в «ты и я», уменьшается количество и качество обмена информацией, общение затрудняется, становится стилизованным, неловким. Партнеры по возможности избе»ают друг друга. Прекращение — это более или менее официальное заявление, что отношения завершены. На любом этапе отношения могут стабилизироваться.

Для эскалации отношений в сторону позитивной аффилиации используется, как правило, самораскрытие. Это возможно при помощи операции, которую называют правилом взаимности (т.е. «требованием» от партнера эквивалентной поведенческой реакции, в особенности самораскрытия). Считается, что одно раскрытие поро-

дит другое, приблизительно равной валентности (позитивная или негативная информация), и шаг за шагом отношения станут более интимными.

Несмотря на то, что люди под действием стресса склонны стремиться к общению, известны ситуации, когда стресс скорее снижает, нежели увеличивает аффилиативные тенденции. Во-первых, это случается тогда, когда стресс связан с чувством неловкости, стыда. Во-вторых, человек может предпочесть остаться один под действием сильного страха и эмоционального потрясения. Например, установлено, что среди раковых больных чрезвычайно сильное, чувство страха уменьшает стремление к общению. Таким образом, низкий уровень страха, так же как и чрезвычайно высокий, вызывает меньшую аффилиацию, нежели промежуточный. Возможно, крайняя степень страха и потрясения понижает тягу к общению потому, что человек опасается усиления своих страхов в процессе разговора о них.

Социальная поддержка — это чувство, что тебя поддерживают другие. Как правило, она включает в себя четыре компонента:

эмоциональную поддержку (уверенность в том, что о тебе заботятся, тебя любят);

• оценочную поддержку (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению);

информационную поддержку (информацию о том, как воспринимать явления);

• инструментальную поддержку (получение конкретной действенной помощи).

Одним из механизмов понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (англ. attract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, в результате которого формируются межличностные отношения.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют ее уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают с перцептивной стороной общения (Г.М. Андреева). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Л.Я. Гозман). Третьи понимают под аттракцией привлекательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное отношение.

Мощным фактором, питающим аттракцию и дружбу, является сходство. Друзья похожи друг на друга больше, чем не друзья (по возрасту, полу, семейному положению, расе, характеру, уму). Сходство позиций особенно часто приводит к взаимной аттракции. Аттракция — это линейная функция пропорции сходных установок в общем количестве установок.

Между мужской и женской дружбой есть важные различия. Для женщины друг (подруга) — это тот (та), с кем она может доверительно разговаривать о своих чувствах и проблемах. Женщины в разговорах с друзьями склонны касаться более интимных вопросов, чем мужчины, которые выбирают друзей со сходными интересами, делая упор на совместной деятельности, а не на обсуждении чувств.

Чувство сексуального влечения и влюбленность переживаются иначе, нежели аффилиация и дружба. Многие любовные отношения, особенно вначале, характеризуются сексуальным влечением, которое приводит к переживанию любви-страсти. Это чувство включает в себя стремление к соединению с другим и характеризуется сильным возбуждением и колебаниями настроения от счастья к отчаянию. Страстная любовь обычно сопровождается одержимостью партнером, его идеализацией и стремлением его узнать, а также желанием, чтобы партнер узнал тебя.

Нужно, отметить, что физическая привлекательность вызывает романтическое влечение посредством сомнительного, но мощного стереотипа: если человек красив, мы склонны наделять его {ее) множеством других положительных черт. Привлекательные субъекты как женского, так и мужского пола рассматриваются в более положительном свете, чем непривлекательные, хотя сильнее тенденция возвышать и идеализировать привлекательных женщин, нежели привлекательных мужчин.

22.5, Совместная деятельность, ее структура и динамика

В процессе совместной деятельности осуществляются социальная детерминация индивидуальной психики, а также взаимодействие между внешними и внутренними факторами поведения, которое порождает новые социально-психологические образования.

Совместная, или распределенная, деятельность предполагает наличие совместного воздействия на общий предмет деятельности, а также воздействие участников совместной деятельности друг на друга. Взаимодействие, или общение, по словам Б.Ф. Ломова, «как

бы пронизывает совместную деятельность, играя организующую роль».

В совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:

S содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;

■S противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение не согласованных с ними действий;

S уклонение от взаимодействия, активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют взаимодействию, но и требуют его.

Различное сочетание этих трех стратегий определяет возможные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаимодействие как наиболее простой его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия.

Сотрудничество — оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

Противоборство — оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия.

Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Однонаправленное противодействие — один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему.

Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Хотя диадное общение достаточно распространено, это лишь элемент системы реального общения, поэтому для рассмотрения взаимодействия трех и более человек необходимы более многомерные, системные, иерархические модели.

® Контрольные вопросы

1. Как можно охарактеризовать процесс общения, согласно теории Г.М. Андреевой?

2. Какие виды сензитивности лежат в основе социально-психологической наблюдательности?

3. В каких направлениях изменяется эмоциональное содержание межличностных отношений?

4. Верно ли, что аффилиация — потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви?

5. Единство скольких компонентов представляет собой совместная деятельность?

6. Почему взаимодействие в диаде — наиболее простой и примитивный вариант группового взаимодействия?

Ф Тестовые задания

1. По Г.М. Андреевой, выделяют следующие составляющие общения:

A. Информационную, интерактивную и перцептивную. Б. Информационную, невербальную и перцептивную.

B. Информационную, вербальную и перцептивную. Г. Информационную и интерактивную.

2. В основе социально-психологической наблюдательности лежат следующие виды сензитивности...

A. Наблюдательная, теоретическая.

Б. Наблюдательная, теоретическая, идеографическая.

B. Наблюдательная, теоретическая, идеографическая н номотетическая. Г. Все ответы верны.

3. Межличностные отношения развиваются по...

A. Вертикали и горизонтали. Б. Вертикали и диагонали.

B. Горизонтали и диагонали. Г. Вертикали и диагонали.

4. По мнению Хилла, стремление люден к обществу других обусловлено-

A. Тремя причинами.

Б. Четырьмя причинами.

B. Пятью причинами. Г. Шестью причинами.

Глава 23

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

23.1. Понятие, виды и структура малой группы

В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малая группа опосредствует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие.

Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии были основным объектом эмпирических исследований и лабораторных экспериментов.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования _ это психологическая общность. Основными ее критериями выступают:

■/ явления сходства и общности индивидов, входящих^ малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок);

• идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, чувство «мы»);

S осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности, а также отличий «своей группы» от других;

/ наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным ее индивидам, например таких, как сплоченность, социально-психологический климат и др.

За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают три человека. Это связано с тем, что в случае отсутствия согласия в группе из двух человек не могут форми-

роваться групповые социально-психологические феномены, поэтому диаду рассматривают как специфическую разновидность малой группы. «Верхняя граница» малой группы определяется не столько ее количественными, сколько качественными характеристиками, например контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно воспринимать друг друга, вступать в непосредственный контакт и общаться с другими ее представителями.

Общее определение малой группы можно сформулировать следующим образом: это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

Различные классификации малых групп относятся не к специально создаваемым для проведения исследований лабораторным группам, а к реальным малым группам, возникающим естественным способом.

Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение формальных и неформальных групп, предложенное Э. Мэйо. Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых определяются официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся первичные подразделения социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.).

Неформальные малые группы — это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами таких групп являются дружеские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами своего образования и характером существующих в них межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные достаточно условно, так как неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, и наоборот, группы, возникающие как неформальные, могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяют группы временные и постоянные.

Основными качественными характеристиками малой группы являются ее композиция и структура. Композицией называется совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как целое. Выбор параметров, по которым определяется композиция группы, зависит от конкретных задач исследования. Наиболее часто выделяются такие критерии, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

Структура группы — это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами данной группы. Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений. В исследованиях формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуры. Формальная структура группы— это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы — это реально складывающаяся в организации структура межличностных связей, коммуникаций и влияния. Наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности, является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся, в которых взаимодействие между людьми носит неупорядоченный характер.

В социально-психологических исследованиях малых групп выделяют и анализируют социометрическую и коммуникативную структуры, а также структуру власти и влияния. Социометрическая структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями, выявленная по результатам социометрического теста Дж. Морено. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии.

Коммуникативная структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи циркулирующей в группе информации. Основные характеристики коммуникативной структуры группы: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния друг на друга. Основные характеристики структуры социальной власти и влияния — системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формальной группе) и неформального влияния, выраженного феноменом лидерства.

В.отечественной психологии можно выделить четыре основных исследовательских подхода к рассмотрению групп.

1. Деятельностный подход, основанный на принципе деятельности. К нему относятся стратометрическая концепция групповой активности А.В. Петровского, программно-ролевая концепция группы М.Г. Ярошевского, концепция Г.М. Андреевой о модели социально-перцептивных-процессов в совместной деятельности.

2. Социометрическое направление, основанное на использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства (Я.Л. Коломинский).

3. Параметрическая концепция, основная идея которой состоит в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (Л.И. Уманский).

4. Организационно-управленческий подход, основанный на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности, когда группа рассматривается как субъект управления (Е.С. Кузьмин).

Перечислим основные характеристики (признаки) группы:

•S относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия;

S форма социального объединения, при которой ее члены взаимодействуют друг с другом лично;

•S социальное взаимодействие между индивидами в группе, организованное на основе совместного участия в деятельности, которому присущи общность целей, установок, мотивов поведения, системы ценностей, а также общность сознания, организующего групповое действие.

Кроме того, малой группе как специфическому виду человеческой общности, присущи:

• прямой (или косвенный) контакт и межличностное взаимодействие между составляющими ее индивидами; #

• общность цели деятельности и переживание общих чувств;

• общность сферы интересов, мотивов, установок, норм, нравов, привычек и обычаев;

• внутренняя распределенность функций и групповых ролей;

• определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.

Широко распространенным в социальной психологии является понятие «референтная группа». Оно означает группу, к которой

данный индивид относит себя сознательно. Термин «референтная группа» имеет четыре основных значения. Это группа, на которую данный индивид ориентируется в своих действиях; которая служит образцом или критерием для оценки личного поведения; в которую индивид стремится вступить, стать ее членом; группа, чьи взгляды и ценности служат эталонами для индивида, который не является непосредственным ее членом.

i

23.2. Динамика и развитие малой группы

Механизмы формирования малых групп существенно различаются в зависимости от вида группы. Образование формальной группы происходит независимо от потребностей и желания объединиться и общаться именно с данными людьми. Здесь правильнее говорить о вхождении индивидов в формирующуюся группу, обусловленном индивидуальными потребностями личности.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей в общении, участии, принадлежности, поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности и психологической совместимости индивидов. К числу наиболее универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Феномен групповой динамики определяется исследователями по-разному. М.-А. Робер и Ф. Тельман определяют групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними, приводит к взаимному удовлетворению.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Ле-вином и определялся им как дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, действующие в группе. При описании принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию отношений в группе, изменениям, которые наступают в результате действующих в группе сил.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов: цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.

В концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующихся качественными различиями таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрогрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы происходит в континууме, «высшую точку» которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью, а «низшую точку» этого развития представляет только что сформированная группа-конгломерат. В процессе развития группы автор выделяет ключевые точки (стадии):

• номинальная группа, характеризующаяся внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач;

• группа — ассоциация, характеризующаяся начальной межличностной интеграцией ее членов;

• группа — кооперация, в которой происходит взаимная интеграция в межличностных и деловых отношениях;

• группа — автономия, обладающая высоким внутренним единством по всем параметрам внутригрупповой активности.

Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие, социально значимые цели.

В психологической теории коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским, развитие группы характеризуется двумя основными критериями: степенью опосредствованности межличностных отношений, содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности. По второму критерию выделяют группы с положительной и отрица£ельной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений и позволяет четко типологизировать группы по этим параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Групповую сплоченность выделяют как один из основных параметров развития малой группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких свойств малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы.

Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л. Фестингер определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве таких сил рассматривались: эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида, удовлетворенность индивидов своим членством в группе. Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.

23.3. Особенности включенности личности в малую группу

Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности воздействий малой группы на установки, психические явления и поведение индивида, а с другой — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и поведение, т.е. с описанием феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов у индивида (В. Меде, Ф. Олпорт, В.М. Бехтерев). Обобщение результатов этих, а также последующих исследований позволило Н.Н. Обозову сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей, т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Одновременно повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти, т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности. В первом случае можно говорить о феномене социальной ингибиции, т.е. подавлении, угнетении психических функ-

ций под влиянием группы, во втором — о феномене социальной фасилитации, т.е. об их поддержке, усилении.

В условиях группового взаимодействия у индивидов снижаются точность восприятия сложных объектов при их кратковременном предъявлении и качество {нетривиальность) генерируемых идей, повышаются точность восприятия простых объектов и времени, точность восприятия сложных объектов при их длительном предъявлении и способность к определению в объектах сходных элементов. Это говорит об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия. Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок увеличивается.

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Главными признаками лидерства являются: высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач; большая информированность о решаемой задаче, членах группы, о ситуации в целом; выраженная способность воздействовать на других людей; большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе; более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной деятельности группы, выработка и поддержание групповых норм н правил поведения, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие личной ответственности за групповые результаты, установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе.

Лидерство — это сложное многоплановое явление, определяемое рядом факторов: внешних и внутренних.

Малая группа представляет собой определенную социально-психологическую систему, которая интегрирует личности как «микросистемы». В социологии сложилась ролевая теория личности. Со-

гласно В.А. Ядову, ролевая теория личности — это теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или группе.

Основные положения теории личности в социальной психологии, сформулированные Дж. Мндом, уделяют внимание «научению роли», их освоению в процессах межличностного взаимодействия, подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых* для данного индивида лиц. ■ В рамках ролевой теории личности был выявлен такой феномен, как «ролевой конфликт» — переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: