( М. Рокич)
Инструкция. Для самостоятельного анализа предлагаются два списка ценностей: список А (первый класс: ценности — цели важные для жизни человека в целом, главные, конечные цели индивидуального существования личности) и список Б (второй класс: ценности — средства, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации.). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. Постарайтесь присвоить каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими (в случае необходимости возможны исправления, понятные вам и отражающие ваше мнение). Ранжируя ценности по каждому из списков, вы можете задавать себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу ее реализовать в своей жизни?»
Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем.
|
|
Список А:
—активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
—жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
—здоровье (физическое и психическое);
—интересная работа;
—красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
—любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
—материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
—наличие хороших и верных друзей;
—общественное признание (уважение окружающих);
—познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
—продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
—развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
—развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
—свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
—счастливая семейная жизнь;
—счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
—творчество (возможность творческой деятельности);
—уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б:
—аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
—воспитанность (хорошие манеры);
|
|
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
— жизнерадостность (чувство юмора);
— исполнительность (дисциплинированность);
— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
— непримиримость к недостаткам в себе и других;
— образованность (широта знаний, высокая общая культура);
— ответственность (умение держать слово);
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
— честность (правдивость, искренность);
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
— чуткость (заботливость).