Тема 5. Анализ речевой ситуации

- Целевая аудитория публичной речи и основные критерии ее анализа.

- Характеристика основных критериеванализа целевой аудитории публичной речи.

- Анализ времени, места и повода выступления.

- Основы диспозиции.

Исследование речевой ситуации включает анализ целевой аудитории, времени, места и повода речи. В зависимости от того, соответствует ли речь условиям общения, она признается уместной или неуместной, а уместность, в свою очередь, во многом определяет степень влияния речи.

Целевая аудитория — группа лиц, на которых направлено речевое воздействие. Не все люди, находящиеся в зале во время выступления, входят в целевую аудиторию. Например, когда декан выступает на дне открытых дверей факультета, в зале присутствуют абитуриенты, их родители, студенты и преподаватели факультета, а также технический персонал, но речь декана нацелена преимущественно на две категории слушателей: абитуриентов и их родителей. Но одно выступление может быть адресовано сразу нескольким це­левым аудиториям.

Данилина В.В. предлагает несколько основных критериев анализа целевой аудитории публичной речи. Эти критерии разработаны для наиболее простой ситуации, когда целевая аудитория ограничена теми людьми, которые находятся в зале во время выступления, но те же позиции оценки частично применимы и к другим ситуациям общения:

1) численность и степень единства;

2) эмоциональное состояние;

3) компетентность в обсуждаемых вопросах;

4) социально-демографические характеристики;

5) отношение к предмету речи;

6) отношение к оратору.

Охарактеризуем все предлагаемые критерии [69].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: