Компетентность в обсуждаемых вопросах

Аудитория может полностью либо частично состоять из специалистов, относительно компетентных неспециалистов или людей, совсем незнакомых с предметом речи. М.Н. Попов в начале XX в. положил этот признак (наряду с уровнем образования и умственного развития слушающих) в основу деления политических речей на парламентские и гражданские. Выступая перед компетентными, образованными депутатами, оратор должен тщательно обосновывать каждый тезис, излагать мысли от частного к общему, умеренно использовать фигуры речи: ему «прежде нужно убедить ум, а потом повлиять и на чувство» слушающих. Тому же, кто выступает перед неподготовленной публикой, лучше предлагать слушающим готовые тезисы без доказательств, излагать мысли от общего к частному, использовать разнообразные стилистические средства, повышающие эмоциональное воздействие речи, чтобы «наэлектризовать толпу».

Социально-демографические характеристики

К этим характеристикам относятся: общественное положение членов аудитории, род занятий, образование, национальность, возраст и пол. Нужно заранее получить наиболее полные сведения о составе аудитории, чтобы продумать содержание речи с учетом ценностей, потребностей и интересов слушающих и подобрать речевые средства, уместные и эффективные в данной ситуации. Важно учитывать соотношение социально-демографических характеристик членов аудитории с характеристиками оратора. Например, М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» уделяет внимание соотношению возраста говорящего и возраста слушающих. Он советует молодому оратору, выступающему перед пожилыми людьми, проявлять сдержанность и почтительность, иначе оратор «возмущает самолюбие старца, и слово его теряет свою силу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: