Отношение к предмету речи

Аудитория может состоять из 1) единомышленников оратора, 2) неопределившихся лиц или 3) оппонентов. Если слушающие — единомышленники говорящего, ему достаточно подкрепить их убеждения. Если же взгляды оратора и большей части аудитории расходятся, оратор может только привлечь внимание к своей позиции, показать возможные точ­ки соприкосновения, смягчить антагонизм, так считает известный ритор Леммерман Х. Переубедить идейных противников одной речью почти невозможно: для этого нужен интенсивный диалог, включающий целый ряд публичных выступлений, объединенных общей целью, и коммуникацию других видов. Речевое воздействие приносит желаемый результат, когда оратор выступает перед людьми, не имеющими определенного мнения о затрагиваемых проблемах. В этом случае его задача — привлечь колеблющихся на свою сторону.

От того, насколько слушатели согласны с главной идеей оратора, зависит построение логики речи. Когда выступление рассчитано на еди­номышленников, удобнее сразу сформулировать основной тезис, а затем развивать его при помощи доводов, примеров и других средств. Когда же приходится выступать перед оппонентами, такая логика развития содержания неэффективна: сразу высказав свою главную идею, расходящуюся с представлениями аудитории, оратор настроит против себя слушателей и потеряет возможность установить с ними контакт. Поэтому речь перед оппонентами лучше начинать с рациональных аргументов, с которыми слушатели согласятся, с обращения к личному опыту собравшихся и к авторитетным для них источникам и только затем на основе изложенного формулировать тезис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: