Спичрайтинг как технология подготовки политических текстов

Данная статья рассматривает спичрайтинг как важную часть политической

коммуникации, а именно как технологию подготовки политических текстов. В статье описывается происхождение спичрайтинга, раскрываются особенности деятельности спичрайтера и история развития профессии. Проанализировав различные тексты выступлений первых лиц государств и систематизировав определенные общие моменты, автор предлагает оригинальный алгоритм и рекомендации по написанию спичрайтером политического текста.

Ключевые слова: спичрайтинг, политическая коммуникация, текст

Слово обладает огромной силой и могуществом. Люди с древнейших времен пытались постичь природу слова, а умение владеть им, правильно выражать свои мысли, считали великим искусством. Начало культивирования устного слова было положено софистами. Именно в период античности зародилась одна из самых древних наук – риторика. Эра блестящих ораторов, главным оружием которых было умение произносить публичные речи, не прошла бесследно для теоретической мысли. Так, в работе Аристотеля «Риторика» раскрывается искусство спора и убеждения аудитории, которое переживает свое второе рождение в современном мире.Общество сегодня развилось до такой степени, когда информационный обмен между людьми становится интенсивнее с каждым днем. Технологический прогресс сейчас предоставляет всевозможные способы для коммуникаций. Но чем доступнее информация, тем сложнее ее контролировать, а рычагами управления общественными процессами является, по сути, контроль над информационными потоками. В современных демократических обществах особенно велика роль публичных коммуникаций между государством и социумом. Это общение происходит с помощью речи, слов, поэтому языковая и речевая ситуация меняются вместе с обществом. Представление о том, что слова – это просто «сотрясение воздуха», в информационный век оказались существенно поколеблены. В наше время стала понятна объективная роль речевых технологий и конструктивная роль слова в жизни общества. Это особенно важно для политических деятелей, которые постоянно произносят речи, читают доклады, дают интервью, обращаются к своей аудитории через каналы СМИ. Написание текста, который готовится для публичного чтения или произношения перед аудиторией, - это особый процесс, который называется спичрайтингом. В России деятельность спичрайтера, который работает в основном над текстами для выступления первых лиц государства, мало освещена и предана огласке. Составить какое-либо впечатление о данной профессии помогут такие работы, как труд спичрайтеров первого Президента России А. Ильина, В. Кадацкого, К. Никифорова, Л. Пихои «Отзвук слова»; а историю развития профессии спичрайтера в России можно найти в книге «Спичрайтеры: Хроника профессии, сочинявшей и изменявшей мир» журналиста и спичрайтера Андрея Колесникова. Другие источники, большей частью зарубежные, раскрывают спичрайтинг с позиции особой PR-технологии. В работе будет рассмотрена связь спичрайтинга с риторикой, описан наиболее общий процесс подготовки к написанию текста спичрайтером. Интересна и история развития профессии политического спичрайтера в России и США. В конце будут представлены основные этапы работы, которые, по мнению автора, проходит политический спичрайтер в процессе работы над текстом выступления первых лиц государства.

Для начала необходимо определиться с тем, что такое «спичрайтинг». Это заимствованное с английского языка слово (speechwriting — написание речи). Впервые в отечественной практике с позиции теории связей с общественностью вводится определение понятия «спичрайтинг» в 2003 году в работе «Основы спичрайтинга» доктора филологических наук А.Д. Кривоносова. Он определяет спичрайтинг как «1. Специфическую PR-технологию, представленную в виде подготовки и написания PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг какого-либо лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле – написание текста устного публичного выступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта PR.

2. разновидность профессиональной PR-деятельности, заключающейся в составлении текста устного публичного выступления для первого (должностного) лица субъекта PR и консалтинга данного лица по организации и исполнению публичного выступления.

3. учебная дисциплина, раздел деловой риторики» [Кривоносов, 2003, с. 12-13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: