Спичрайтинг как особый вид деятельности зародился во многих странах, в том числе и в России, именно в сфере политического PR. В отечественной политической истории составителей речей первым лицам страны стали именовать на западный манер «спичрайтерами» в конце 1990-х годов, до этого их обычно называли «референтами» или «речеписцами». Спичрайтеры в России всегда находились в тени большой политики, не являлись публичными, обсуждаемыми людьми, но ведь они буквально писали историю страны. Так, если коротко охарактеризовать хрущевско-брежневский период, то именно в это время спичрайтинг формировался как профессия. Группы речеписцев, среди которых можно выделить А. Бовина, В. Загладина, работали на государственных дачах в Волынском и Завидово. Фундаментом их деятельности служили положения марксистско-ленинского учения, которые перемещались из текста в текст, но это не мешало работе спичрайтеров носить творческий характер, либерализировать, очеловечить режим после правления Сталина. «В своих мемуарах Георгий Шахназаров писал: «Мы пользовались чуть большей свободой, правом если не всерьез критиковать действия руководства, то по крайней мере обращать его внимание на уязвимость тех или иных сторон политического курса, прерогативой «гонять чай» с начальством во время мозговых атак и писать записки, надеясь внести хоть какие-то новшества в устоявшийся порядок правления» [Колесников, 2008, с. 55].
|
|
Приступая непосредственно к написанию текста, спичрайтер вначале должен четко сформулировать основной явный тезис выступления и усилить эффект выражением этого тезиса в виде базовой метафоры. «Метафоры основаны на переносе наименования по сходству. Они образуются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения и т. д. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление» [Введенская, 2001, с. 87]. Этот прием скрытого сравнения позволяет сделать речь более образной, лучше понять главную идею речи. Политическая метафора как зеркало отражает мировосприятие общества, его настроения, отношение к государству. Подобрав подходящую базовую метафору, спичрайтер сможет усилить воздействие на аудиторию.
|
|
|
|
|
|
Например, в речи Барака Обамы на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2009 года, явный тезис о том, что ситуация в мире достигла исторического момента, ассоциируется с метафорой об открытии новой главы в книге, о том, что наступает новый этап в истории мирового сообщества: «Мы достигли поворотного момента. Соединенные Штаты готовы открыть новую главу международного сотрудничества – главу, в которой признаются права и обязанности всех государств» [12].
Помимо явного тезиса выступления и раскрывающих его суть подтем, существуют еще и неявные тезисы. Все прямые слова спикера, его заявления и рассуждения – словно надстройка к основному фундаменту здания, на котором прочно должна основываться речь. Этот фундамент и состоит из неявных тезисов, отражающих мировоззренческую позицию, скрытые намерения и суждения оратора. Здесь важен прежде всего психологический контакт спичрайтера и его заказчика. Так, грамотно выстроенная предвыборная речь помимо явных призывов голосовать за кандидата, например, будет содержать и неявные тезисы о недостатках соперников, оценочные высказывания по поводу их деятельности. Эти тезисы читаются между строк и формулируются с помощью стилистических, риторических приемов, графических средств, логических посылок. Грамотный спичрайтер сможет оформить неявные тезисы заказчика таким завуалированным образом, чтобы они не только оказали нужное воздействие на адресата, но и содержали как можно меньше поводов для полемики и разоблачения.
Приведем небольшой отрывок из речи Президента РФ Дмитрия Медведева на той же 64-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2009: «Нынешняя сессия Генассамблеи ООН проходит в крайне ответственное и непростое время. Мы, без преувеличения, переживаем один из переломных моментов развития современной истории. Кроме экономического кризиса, первого масштабного кризиса эпохи глобализации, мировому экономическому и мировому развитию в целом продолжают угрожать региональные и локальные конфликты, терроризм, трансграничная преступность, дефицит продовольствия и изменение климата. Последствия кризиса, несмотря на то что он замедлился, продолжает ощущать на себе большинство стран мира. И хотя самого тяжёлого сценария удалось, по-видимому, избежать, по-прежнему открытым остаётся один вопрос: каким образом будут преодолены огромные, накопленные в мировой и национальных экономиках дисбалансы и дефициты – дисбалансы и дефициты, которые измеряются триллионами долларов» [13]. С первого взгляда может показаться, что в данном отрывке идет объективное изложение фактов. С другой стороны, эмоциональный фон отрывка – отрицательный, негативный. Чаще всего президент употребил слова «кризис» и «дефицит» (по три раза), риторический прием повторов акцентирует внимание на этих явлениях. Ощущение неуверенности и нестабильности подчеркивают обстоятельства «по-видимому», «по-прежнему». Несмотря на то, что президент описывает ситуацию как «крайне ответственное время», брать на себя ответственность он не спешит, т.к. помимо кризиса подрывает стабильность терроризм, преступность, изменение климата. Создается образ невинной, беззащитной жертвы, неуверенной в своем будущем. Тем более, что в конце отрывка задается «вопрос», который стилистически оформлен как предложение, т.е. неявно заявляется, что четкие пути выхода из кризисной ситуации еще не найдены. Конечно, глава государства не мог открыто признаться в своем бессилии и бездействии, поэтому грамотно использованные риторические приемы помогают выразить скрытые посылы спикера и подать их под таким углом, что аудитория эмоционально поддержит говорящего и будет на его стороне. На наш взгляд, в отрывке речи Д. Медведева заложен неявный тезис, что президент не виноват, но благодаря определенному риторическому оформлению аудитория не судит его за это, а сопереживает.
Опытный спичрайтер должен написать текст таким образом, чтобы само выступление политика с этим текстом было воспринято как первый позитивный результат, за которым обязательно последуют другие. Поэтому коротко дадим общие рекомендации по написанию текста. Аргументы должны апеллировать как к разуму, так и чувствам. Для подтверждения основной мысли выступления лучше использовать три аргумента, меньше не убедят, больше – забудутся. Предложения лучше строить коротко и просто, избегать громоздких конструкций: сложноподчиненных предложений, длинных причастных и деепричастных оборотов. Нужно избегать двусмысленных выражений, подтверждать главную идею конкретными данными и доказательствами, но при этом нужно не забывать о частностях, которые не менее важны для аудитории, чем основная суть. Образная речь лучше воспринимается и запоминается, поэтому нужно насыщать текст изобразительно-выразительными средствами, но в меру: чересчур сентиментальный фон может произвести негативный эффект. Драматические ноты уместны в определенных текстах, но все же общая подача информации должна быть позитивной, а небольшая доля юмора расположит аудиторию к выступающему.
Венец выступления – это концовка речи. Успех выступления во многом зависит от того, на какой ноте оно закончится. Важно сформулировать ожидаемый результат, который нужен политику после произнесения речи, определить эффект, которого он добивается. На основе этого можно закончить речь риторическим вопросом, призывом, повтором основной мысли, связать концовку со вступлением.
Главное для спичрайтера всегда помнить, что он должен отразить точку зрения политика с государственной, политической позиции на освещаемую им проблему или событие. Многое зависит от темы выступления, аудитории, условий. Работа по написанию текста очень индивидуальна, как и заказчик. Иногда спичрайтеру достаточно подготовить только тезисы будущего выступления, иногда приходится писать развернутую речь. Многие навыки и умения приходят с опытом. С опытом приходит и умение реализовать главную цель работы спичрайтера – сделать речь заказчика узнаваемой и убедительной. Тютчев написал строки: « Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», - профессия спичрайтера заключается в прямо противоположном. В современной политической системе слово является основным оружием политического деятеля. Спичрайтинговая деятельность в будущем будет востребована, поэтому ей нужно уделять больше внимания в наши дни, больше изучать и исследовать.
Список литературы 1. Аристотель. Риторика. Поэтика. – Москва, Лабиринт, 2000.2. Введенская Л. А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.3. Горбачев М. Декабрь-91. Моя позиция: [Электронный документ]. – Режим доступа: (https://www.lib.ru/MEMUARY/GORBACHEV/poziciya91.txt).
4. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга: Учеб.пособие для студентов отделений связей с общественностью. СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СпбГУ, 2003.5. Колесников, А. Спичрайтеры: Хроника профессии, сочинявшей и изменявшей мир. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
6. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами): [Электронный документ]. – Режим доступа: (https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Pochep/04.php).
7. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж: Изд-во ВИПКРО, 1993.8. Сайтэл Ф.П. Современные паблик рилейшнз. М.: Имидж-контакт, 2002.9. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. М.: Изд. ГУ-ВШЭ, 2008.
10. Чайка И. Публичное выступление как по нотам: [Электронный документ]. – Режим доступа: (https://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6598).
11. Экспертно-аналитический портал «Гуманитарное развитие в России и за рубежом». Ораторская активность президентов США: [Электронный документ]. – Режим доступа: (https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/720).
12. Сайт радиостанции «Эхо-Москвы»: [Электронный документ]. – Режим доступа: (https://www.echo.msk.ru/blog/obama/622266-echo).
13. Сайт Президента России: [Электронный документ]. – Режим доступа: (https://news.kremlin.ru/transcripts/5552).
Приложение 3