Образовательная система Бельгии

Несмотря на чрезвычайную сложность территориально-административного и социально-культурного устройства, системы образования Бельгии функционирует достаточно сложно и эффективно.

Речь идет фактически о раздельных системах образования основных общин, развивающихся, хотя и взаимосвязано, но формально независимо друг от друга.

За образование и воспитание в Бельгии отвечают французское, фламандское и немецкое сообщества. Обучение обязательное и бесплатное для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет и в вечерних школах до 18 лет. Половина бельгийских детей посещают частные школы, большая часть из которых принадлежат католической церкви. Почти все частные школы получают государственные субсидии.

Система среднего общего образования в Бельгии включает в себя следующие основные ступени:

· начальное или элементарное образование длительностью 6 лет, осуществляемое с 6-летнего возраста в начальных школах;

· 4-летнее базовое (неполное общее среднее) образование, состоящее из двух последовательных периодов по 2 года каждый;

· Заключительный 2-летний цикл полного общего среднего образования.

Три последовательных цикла среднего образования определяют как циклы наблюдения, ориентации и самоопределения. Если на первом цикле среднего образования содержание обучения практически одинаково для всех направлений, то, начиная со второго, в программах обучения появляются различия, масштабы которых возрастают по мере дальнейшего обучения. По окончании второго цикла учащиеся уже практически привязаны к определенному профилю, и чтобы изменить его, им придется пройти дополнительный год переориентации. На третьем, заключительном, цикле учащиеся окончательно утверждают свой выбор. Общеобразовательная компонента их обучения на этом цикле существенно сокращена по сравнению с профильной компонентой.

Во французской общине заключительные циклы среднего образования проводятся по двум направлениям (секциям). Первое направление называется переходным, поскольку его главное назначение – подготовка к высшему образованию. Это направление имеет два профиля: общеобразовательный и технический. Оно осуществляется в Традиционных учебных заведениях – лицеях и Атенеумах. Второе направление называется квалификационным, так как его главной целью является вступление в трудовую жизнь при сохранении возможности продолжения образования в вузе. Обучение по этому направлению проводится в относительно недавно созданных технических институтах, заменивших собой средние профессиональные школы.

Выпускники третьего заключительного цикла общеобразовательного и технического профиля получают свидетельство о «высшем среднем образовании» с указанием профиля подготовки, которое дает право поступления в вузы.

Выпускники технических институтов после третьего цикла обучения получают профессиональное свидетельство без права поступления в вуз. Во многих технических институтах организованы также дополнительные (седьмые) классы с узкопрофессиональной или более широкой технической ориентацией. Если в учебном плане этого дополнительного года обучения не менее 40% отведено на изучение общеобразовательных дисциплин, то учащиеся, успешно окончившие этот класс, также получают свидетельство о «высшем среднем образовании».

В средних школах фламандской общины профильное обучение проводится по трем направлениям среднего образования: общеобразовательное, художественное и техническое, для которых общая длительность этой ступени образования составляет 6 лет (три периода по 2 года каждый), и по профессиональному направлению, последующий период обучения на котором удлиняется на 1 год (вся ступень – 7 лет). Выпускники всех указанных направлений получают диплом о среднем образовании с указанием профиля подготовки.

Указанные выше свидетельства и дипломы о полном среднем образовании дают право на поступление во всех высшие учебные заведения Бельгии независимо от общинной принадлежности вуза и места получения школьного свидетельства при условии соответствия профилей полученной и предполагаемой подготовки. Вступительные экзамены имеют место при поступлении в университеты на некоторые инженерные специальности и на все медицинские специальности.

Высшее образование в Бельгии имеет старые традиции. Первое высшее учебное заведение в стране – Лувенский католический университет был создан в 1425 году. В 1517 году Эразм Роттердамский основал также в Лувене Школу трех языков (иврита, латыни, греческого), по образцу которой был создан Французский колледж в Париже. В настоящее время в Бельгии почти 180 вузов, где обучается 280 тыс. человек.

Высшее образование Бельгии представлено в виде двух подсистем. Эти подсистемы подчинены, соответственно, министерствам образования франкоязычного и фламандского сообществ. По степени централизации бельгийская система высшего образования ближе всего к французской и немецкой, поскольку соблюдает принцип единства в управлении, но, по сравнению с французской системой образования, отсутствует традиция управления высшим образованием со стороны профессиональных сообществ. Франкоязычные учебные заведения близки к французской модели образования, а фламандские – к немецкой и голландской. В целом различия в организации высшего образования во французском и фламандском сообществах незначительны. Проявляются они, главным образом, в существовании в одной подсистеме некоторых типов учебных заведений, которых нет в другой (в основном это касается учебных заведений религиозной направленности).

В высших учебных заведениях Бельгии не существует ограничений на прием, необходимо только подать соответствующие документы. Однако. Наиболее престижные из вузов устраивают вступительные конкурсные экзамены. Преимущественное право поступления в вузы Бельгии имеют абитуриенты из стран Евросообщества.

По своему статусу высшие учебные заведения университетского сектора подразделяются на государственные и негосударственные. Государственные университеты дают традиционное гуманитарное и естественнонаучное высшее образование. Негосударственные университеты имеют еще и специфическую (профессиональную) или религиозную ориентацию (католические университеты).

Первые два курса обучения в университете дают подготовительную общегуманитарную или общетехническую программу подготовки. После окончания этого цикла подготовки студенты получают диплом Candidature (соответствующий в другой системе диплому бакалавра). Следующие три курса посвящены специализации по одной из университетских программ и завершаются присуждением диплома Licenciate (в другой системе – магистр). Следующие два года подготовки позволяют углубить специализацию и получить степень Docteur или диплом специалиста.

Фактически, границы между секторами высшего образования не являются замкнутыми, и студенты могут продолжать очередной этап образования в любом подходящем по специальности высшем учебном заведении.

Академический год в университетах разделен на два семестра: сентябрь/январь, февраль/июнь. Экзаменационная сессия проходит в конце курса (июнь/июль), повторный экзамен принимается в сентябре. В случае повторной неудачи весь курс необходимо пройти заново.

Общая система подготовки в высших учебных заведениях схода с принятой в странах Европы и особенно во Франции. Обучение в вузах предполагает одновременно большую степень свободы для студентов и большую степень ответственности в выборе курсов и успешном выполнении требований программы.

Имеется 7 собственно бельгийских университетов: Льежский государственный, Университет в Монсе-Эно, Государственный Гентский, Свободный Брюссельский (франкоязычный и отдельно фламандский), Лувенский католический (франкоязычный и отдельно фламандский). Наряду с ними существуют отделения нескольких зарубежных университетов (в брюсселе и Антверпене), а также ряд бельгийских вузов, приравненных к университетам (обычно они имеют название университетских факультетов, центров, объединений или фондов). К университетским учебным заведениям относится также Королевская военная школа. В старейших государственных университетах – в Льеже и Монсе – преподавание ведется на французском языке, в Генте и Антверпене – на нидерландском. Католический университет Лувена – старшейший и самый престижный в Бельгии, и находящийся на частном содержании.

Свободный университет Брюсселя до 1970 года был двуязычным, но из-за участившихся конфликтов между фламандскими и валлонскими студентами каждый из них был разделен на самостоятельные нидерландско- и франкоязычные отделения. Французское отделение университета Лувена переехало в новый университетский городок возле Оттиньи, расположенного на «лингвистической границе». В колледжах и университетах страны в 1990-х годах обучалось около 120 тыс. студентов.

В системах высшего образования представлены два основных сектора: университетский (17 университетов) и неуниверситетский. Первые из них (университеты и некоторое количество функционирующих самостоятельно университетских факультетов) имеют классическую ступенчатую структуру подготовки, состоящую из трех циклов. Первый цикл – двухлетнее базовое образование, завершающееся получением промежуточного свидетельств «кандидата» - Certificat de Candidature или Kandidaat для французской и фламандской общин соответственно. Второй цикл – специализированная подготовка сроком 2-3 года, по окончании которой присваивается степень лицензиата – Licence (Licentiaat). По ряду дисциплин второй цикл завершается получением профессиональной квалификации инженера, фармацевта, преподавателя школы или врача. В этом случае время обучения удлиняется на 1-3 года. И, наконец, третий цикл длительностью 1-2 года ведет к получению диплома о специализированном образовании – Diplome d Etiides Superieures Spedalisees – DESS (Gediplomeerde in de Gespecialiseerde Studies) или диплом об углубленной подготовке – Diplome d′Etudes Approfondies.

В высших учебных заведениях Бельгии не существует ограничений на прием, необходимо только подать соответствующие документы. Тем не менее, наиболее престижные из вузов устраивают вступительные конкурсные экзамены.

Для поступления в любой вуз (любое учебное заведение третичного уровня) необходимо представить документ о законченном полном среднем образовании, эквивалентный бельгийскому диплому о среднем образовании (diplom d′aptitude a acceder a l′enseigment superieur – удостоверение способности продолжать обучение на высшей ступени). Для нерезидентов требуется предоставление аналогичного международного диплома (international baccalaureate). Такие документы выдает Международный офис в Женеве (специальная организация, выдающая свидетельства об образовании, необходимые для установления эквивалентности подготовки, дипломы этой организации признаются во всех странах). В данном случае бакалавреат примерно равен российскому аттестату о среднем образовании, плюс один или два курса вуза. Подтверждение уровня образования возможно после тестирования в Международной организации.

В Бельгии признаются эквивалентными дипломы о среднем образовании, полученные в Германии, Франции, Италии, Люксембурге, Марокко, Нидерландах и Испании. С заявлением о признании эквивалентности дипломов следует обращаться в соответствующий отдел министерства образования, при необходимости можно сдать соответствующие экзамены на подтверждение эквивалентности либо в упоминавшемся Женевском офисе, либо при министерстве образования. Абсолютно необходимым для нерезидентов является знание языка обучения (французского, голландского или немецкого), так как при всей распространенности английского языка число вузовских курсов на английском ограничено (это в основном специальные программы, читаемые вне рамок основных курсов вузов). Перед поступлением в тот или иной бельгийский вуз следует выяснить, на каком языке ведется преподавание и какого рода экзамен предстоит сдавать по языку обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: