Образовательная система Великобритании

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления – парламентом, правительством.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

В Великобритании около 50% трех - четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школы для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 – из начальной в среднюю. Однако ряд местных органов образования в Англии ввели «первую» школу для детей в возрасте от 5 до 8-9 или 10 лет и промежуточную школу, охватывающую различные возрастные группы детей в возрасте между 8 и 14 годами. В Шотландии начальную школу посещают дети в возрасте от 5 до 12 лет.

Наиболее массовым видом школ являются объединенные, которые были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования, но в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников. Большинство остальных детей обучается в грамматических школах, отличающихся значительной степенью дифференциации и дающих общее полное среднее образование. Основной их целью является подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

К системе дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») относится большое разнообразие колледжей, институтов, специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку на различных уровнях – от профессионально-технического до высшего.

К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи.

Характерной особенностью системы образования в Великобритании является преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в странах Западной Европы. Это было связано, прежде всего, с бытовавшей долгое время концепцией невмешательства государства в дела образования, а также сильная его зависимость от церкви.

Уровень высшего образования в Великобритании представлен университетами и политехническими колледжами. До 1960-х годов оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 1950-1960-х годах в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Если в 1950-х годах Великобритания занимала второе после США место среди западных стран по общему уровню промышленного производства, то к началу 1970-х годов она перемещается на пятое место, пропуская вперед США, Японию, ФРГ и Францию. В этих условиях правящие круги Великобритании пытаются найти причинно-следственные связи такого положения и в качестве одной из них называют несовершенство системы образования. С начала 1960-х годов начинается интенсивный поиск путей разрешения кризисной ситуации в образовании, постоянное и все увеличивающееся влияние государственных структур на эту сферу. Считавшаяся до этого периода наиболее консервативной в мире система образования Великобритании вступает в полосу перманентных реформ, затрагивающих все уровни и виды образования.

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании (1992 г.), предполагает:

· создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;

· организацию советов по финансированию высшего образования в Англии, Шотландии и Уэльсе, основная задача которых – участвовать в распределении общественных фондов между вузами для выполнения учебной и научной работы;

· предоставление права присвоения степеней политехническим колледжам и упразднение Совета по национальным академическим квалификациям;

· присвоение статуса университета тем политехническим колледжам, которые в этом нуждаются, и разработка критериев получения этого статуса ведущими вузами;

· дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организация внешнего контроля качества подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;

· создание подразделений по контролю и совершенствованию качества подготовки в советах по финансированию высшего образования с совещательными функциями и развитие сотрудничества между ними с целью разработки общих принципов функционирования;

· установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;

· расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны [76, 13-18].




double arrow
Сейчас читают про: