Образовательная система Германии

В структурном и содержательном плане развитие образовательной системы Германии обязано просвещенческим идеям XIX в., когда происходил постепенный переход от провозглашенной В.Гумбольдтом «романтической идеи» об общем образовании всего народа к «народному образованию», интерпретация которого привела к расчленению его на практике (в «народных школах») на академическое и образование для народа в духе социально-классового характера. Заложенные в этот исторический период традиции сохраняются и в современной немецкой образовательной системе. Современное развитие образовательной системы ФРГ определила долгосрочная программа политики правительства, зафиксированная в «Отчете Федерального министерства по вопросам образования и науки за 1970 год» и принятом в 197 году федеральной комиссией с представительством министров культуры всех земель «Общем плане образования». В этих документах были изложены главные положения по развитию системы образования, в которых декларируются равные права каждого на развитие его способностей, склонностей и задатков, равенство шансов на образование, а также новая модель «единой системы образования» от элементарной ступени, т.е. дошкольного воспитания, и далее – школьного, внешкольного, профессионального, вузовского, вплоть до образования взрослых.

Первым звеном образовательной системы являются дошкольные учреждения, традиционно не входившие в нее до 1970-х годов. Регулярное школьное обучение для детей, достигших к 30 июня шести лет, происходит после их зачисления, чему предшествует собеседование и тестирование на готовность к обучению. В случае признания ребенка не готовым к регулярным занятиям ему рекомендуют посещение подготовительного класса (при школе или дошкольном детском саду), где он в процессе игровой деятельности «учится учиться». Основная цель всех форм подготовительной деятельности направлена на освоение школьной программы первого класса, эмоциональное, социальное, умственное и физическое развитие детей пяти-шести лет, желание выровнять стартовые позиции детей при поступлении в школу.

Начальные классы дают учащимся соответствующие знания, способствующие развитию способностей, по которым можно было бы судить об их соответствии тому или иному виду дальнейшего образования. В отличие от других европейских стран в ФРГ после окончания начальной школы учащиеся стоят перед выбором одного из трех неравноценных типов средней школы: основной, реальной или гимназии. В ряде земель существуют «стимулирующие» и «ориентирующие» классы, которые на два года продлевают обучение и соответственно распределение по разным средним школам.

Традиционно критерием «пригодности» к типам средних школ считается уровень способностей и успеваемости учащихся.

Основная школа до реформы 1970-х годов была тупиковой, дающей возможность лишь к профессиональной школе, ориентированной на скромное трудовое устройство и социальное положение. В настоящее время она относится к школам 1-ой ступени среднего образования и представляет шансы для успевающих учащихся переходить в школу повышенного типа. К 1-ой ступени среднего образования относится и реальная школа. Традиционно реальная школа предназначалась для подготовки мелких и средних служащих для административного аппарата и производства. Ее окончание дает возможность обучаться в различных средних специальных учебных заведениях или в течение трех лет на старшей ступени гимназии.

Гимназия (полная средняя школа) – традиционно привилегированное учебное заведение по подготовке в вуз. В ходе реформы она расширила профилированное образование: помимо классических направлений (древние и новые языки, естественнонаучные дисциплины), нацеленных, прежде всего, на университетское образование, появились иные направления: технические, общественно-научные, социальные, экологические, сельскохозяйственные, музыкальные и коммунального хозяйства. Новые направления дают право дальнейшего обучения в университетах и профилированных вузах. Расширение диапазона традиционных направлений гимназического образования способствовало появлению «надстроечных» гимназий, рассчитанных на наиболее способных выпускников реальных и профессиональных школ, а также гимназий с обязательным изучением двух или даже одного, а не традиционно трех иностранных языков.

Разновидностью гимназии стали и колледжи как старшая ступень среднего образования, которые дают возможность выпускникам получить интегрированное общее и профессиональное образование.

Одним из важных принципов организации образовательной системы является отбор и распределение учащихся по каналам образования. Центральное место занимают выработанные критерии оценки уровня развития детей и подростков, установленные требования, распространяющиеся на все категории учащихся с первых шагов их школьного и даже дошкольного обучения. Так, например, критерии, по которым определяется «школьная зрелость», т.е. пригодность к обучению в начальной школе, следующие:

· социальная компетентность (способность контактировать с детьми и взрослыми, адаптироваться к обстановке, понимать и следовать принятым правилам);

· учебная компетентность (умение сосредотачиваться на каком-либо занятии и нести определенные нагрузки при выполнении какого-либо дела);

· физическая готовность – «моторная компетентность» (умение пользоваться ручкой и карандашом, правильно вести себя на занятиях);

· когнитивная компетентность (способность к дифференциации, развитие памяти, умение воспринимать определенные взаимосвязи);

· исполнительность – послушание (умение выполнять отдельные поручения, задания);

· самостоятельность (умение обходиться без посторонней помощи);

· мотивационная готовность (проявление интереса и желание учиться).

К критериям отбора в наиболее престижную среднюю школу, гимназию или «школу научных знаний» относятся: способность к логическим и критическим рассуждениям, самостоятельному пониманию сущности вещей и их взаимосвязи; творческое воображение, хорошая память и др.

В ФРГ негосударственные и альтернативные школы существуют на всех ступенях обучения. Среди них наряду с традиционно привилегированными частными учебными заведениями появилось много других видов школ, поступление в которые продиктовано рядом объективных и субъективных причин. Существуют отдельные контингенты детей и подростков, нуждающихся в особых условиях обучения и индивидуального развития: во-первых, те дети, которые плохо адаптируются, с большим трудом преодолевают обучение, не переносят жесткую регламентацию, конкуренцию, напряженность школьного ритма, стрессы; во-вторых, «одаренные школьники», нуждающиеся в особой атмосфере развития и специальной программе обучения. Именно эта категория учащихся вызывает со стороны государства повышенный интерес, что подтверждается социальной и финансовой поддержкой.

С 1987 года введен документ «Единые экзаменационные требования» для проведения испытаний на аттестат зрелости. В нем нашли отражение критерии оценки по всем предметам в целях закрепления высокого статуса общеобразовательной подготовки, гарантирующей доступ к современным наукам и технологиям в рамках высшей школы. В число этих требований входят:

· фундаментальное владение материалом;

· проблемная постановка вопросов;

· владение исследовательской методикой (анализом, доказательством, аргументацией, самостоятельностью суждений);

· логическое построение ответа по экзаменационному заданию.

В отличие от прошлых лет (1970-1980-е годы), когда аттестация абитуриентов определялась только по результатам экзаменов по указанным предметам, в настоящее время в суммарную аттестацию вошло новое понятие «общая квалификация». Оно охватывает: фиксирование уровня общей подготовки в течение трех лет на старшей ступени (оценка работы на основном и профильном курсе); результаты успешной сдачи экзаменов (абитур); сумму баллов по отдельным группам предметов; индивидуальные успехи (индивидуальные особенности). Оценка выносится по 15-бальной системе и в процентных отношениях между основными и профильными курсами [76, 25-29].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: