ТЕКСТ № 17

Из выступления З.С. Паперного на ученом совете, посвященном памяти Г.О. Винокура.

Ну мои воспоминания / так же как и / у Клавдии Василь(ев)ны (К.В. Горшкова – зав. кафедрой русского языка МГУ) / э начинаются с-с… довоенных / э-э ифлийских… э времён / Э-э… Григорий Осипович [ош,] Винокур / читал / нам историю русского литературного языка / мы все были очень увлечены / м-м и-и курсом / и вот с-самим лектором / он / безусло'вно был / самым любимым нашим преподават(е)лем / так что [та'шъ] з(д)есь не было / так ска(за)ть ни… никаких разногласий / и м… альтернатив (пауза, откашливается) // И вот один раз / Григор(ий) Осипович [ош,] на лекци[и или ях?] / говорил о разных / видах / презенса // Н… н… презенс хис… историкум / и так далее // Разные формы / настоящего времени / в литературе // А я подумал / о форме / настоящего времени / которая часто… упоминается… м-м встречается у Чехова / м-м… настоящее время как ка'ждодне'вное // Допустим "по утрам он встаёт / пьёт чай" / и дальше всё это описывается / не как в настоящий момент / не в… да'нный момент происходящее/ а / вот всегда' так бывает / каждый день // И я сказал м-м… своему при… приятелю / что вот / э-э… "интересно спросить Григория Ос[ипови]ча Винокура / что он по этому поводу думает" // Он сразу меня по[д,в,]ёл / он был более такой контактный / значит подвёл м… меня к Вин… Винокуру / "вот говорит / э-э… у него / он хочет вас спросить" // Григорий Ос[ипови]ч / поразил во-первых тем что он / э с невероятным интере'сом отнёсся / к вопросу / даже которого он еще не слышал / он даже так / ладо'нь при [д,в,]инул / к уху чтобы лучше слышать / и во(об)ще / такая была готовнос(т)ь / чт(о) м(е)ня совершенно [съшэ'нъ] поразило // И я ему сказал об этой… об этой… м-м… со… сво… своём так сказать / м-ми'кронаблюде'нии / Григорий Оси[пови]ч [так или как?] сказал / он мне / значит / прои[з,н,]ёс слово / которое | до сих пор звучит / э… (з)начит в моих так ска(з)ать… в моём сознании как некая волшебная музыка / для студента/ который значит [нъш,т] подошёл к какому-то совершенно [съшънъ] заповедному миру // Он сказал / "Вы это совершенно ве'рно наблюли'" // (тихо) Он сказал // Вот / и э-э вот это "наблюли" / значит я всегда вспоминаю / как некоторые други'е слова… э-э и… э-э… та… вот тако'го рода // Во(о)бще слова / как и люди / они тоже бывают с высшим образованием / или слова от сохи / и так далее // Вот н(апри)мер друго'е слово / которое я слушал у другого лектора // это вот | не заста'вило нашу профессуру / а это "пону'дило" нашу эт(у) // Сразу какое-то другое так сказать / и образованности // Вот // И / вот этот и-и… разговор… пе'рвый разговор с Григорием Осиповичем / меня поразил тем что / г… что он / все'м ви'дом да'л поня'ть / дава'л поня'ть / что вот "я преподаватель / вы / студент / но это не имеет никакого значения / по сравнению с … по сравнению с тем фактом / что мы два' челове'ка / которые р-равны перед наукой / как |перед Богом" так сказать // И в этом смысле / э-э он конечно был са'мым таким демократическим чело(в)еком / с которым м… каким… вообще приходило[с] общаться / потому что это у него было в крови // <…>

(Записано М.В. Китайгородской в 1986 г. в Институте русского языка РАН. Текст опубликован в кн.:Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. М., 1995. С. 50‑51; приводится в сокращении).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: