Личность и современный рынок труда

3.1. Характеристика рынка труда с социально-психологической точки зрения

Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути не исключение.

Рынок труда можно определить как систему взаимоотношений, в рамках которой работодатели и работники заключают договоренность об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах, льготах, условиях труда и т.п. Это одна из сторон двойственной природы рынка труда.

Другая, более широкая, заключается в том, что рынок труда есть система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками. Эти две стороны понятия «рынок труда» отражают две грани его содержания – экономическую и социально-психологическую.

С экономической точки зрения специалиста, занимающегося профориентацией, могут интересовать особенности, уровень развития рынка труда в конкретном регионе – спрос на те или иные специальности, разнообразие востребованных профессий, количество рабочих мест, соотношение рынка труда и рынка образовательных услуг. Последнее обстоятельство немаловажно, так как, к сожалению, содержание нынешнего российского образования не всегда соответствует потребностям действительности, а модные и популярные профессии необязательно являются востребованными.

С социально-психологической точки зрения рынок труда можно определить как социально-трудовые отношения, складывающиеся в связи с использованием рабочей силы населения. Состояние рынка труда определяется взаимодействием трех сторон (основных субъектов рынка труда):

· Соискателей – людей, предлагающих свои знания, умения, опыт и другие ресурсы для использования их на конкретном рабочем месте за соответствующую оплату;

· Работодателей – предприятий, организаций, частных лиц, заинтересованных в нахождении и использовании рабочей силы на конкретных рабочих местах;

· Организаций – посредников, оказывающих информационное и организационное содействие соискателям и работодателям (служб занятости, кадровых агентств, агентств по трудоустройству, средств массовой информации).

В психологическом контексте человек, совершающий выбор, или люди, помогающие ему в этом, обращают внимание на те личные качества, которые необходимы для успешного, эффективного поведения на рынке труда и выбора верной стратегии. Кроме того, рынок труда на современном этапе предъявляет достаточно высокие требования к специалистам.

В качестве основных черт современного рынка труда можно выделить следующие:

· Необходимость постоянного обучения. Практически во всех профессиональных сферах сегодня наблюдается стремительное развитие, появление новых технологий, новых профессий. В связи с этим процесс обучения приобретает характер постоянной незавершенности, открытости. Несколько десятилетий назад профессия выбиралась «один раз и на всю жизнь». Единственная запись в трудовой книжке считалась предметом гордости. Сейчас ситуация изменилась. Специалистам необходимо постоянно повышать квалификацию, а в некоторых случаях приходится даже менять профессию;

· «Постарение» кадров. Во многих профессиональных сферах (особенно в промышленности) наблюдается значительный возрастной разрыв среди сотрудников. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы приближаются к пенсионному возрасту, тогда как сотрудников среднего возраста очень мало. Молодым специалистам, в свою очередь, как правило, недостает профессионального опыта. Необходимо учитывать эту особенность в профконсультационной работе с молодежью, стимулировать стремление к как можно более раннему получению профессионального опыта, а также формировать адекватный уровень притязаний, готовить к тому, что работу, удовлетворяющую всем требованиям, возможно, удастся найти не сразу после окончания профессионального учебного заведения;

· Увеличение требований к профессионализму сотрудников. Современного специалиста отличают профессионализм, активность и самостоятельность. Сегодня можно получить хорошую работу не только с помощью знакомства или протекции, но и благодаря своим профессиональным и личным качествам. Правда, и требования к этим самым качествам повышаются;

· Становление гибких форм занятости (распространение частичной и временной занятости, приспособление работника к меняющимся требованиям производства). Это обстоятельство особенно благоприятно для молодежи, так как предоставляет возможность ранней профессионализации, совмещения работы с обучением;

· Противоречивость и неоднозначность требований, когда соискатели должны быть достаточно молодыми и при этом иметь солидный опыт работы.

Перечисленные особенности современного рынка труда позволяют предположить, что у каждого человека есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки к успешному и продуктивному взаимодействию с окружающей действительностью, в данном случае – с рынком труда. Это могут быть свойства личности, слабо поддающиеся изменению (например, характеристики темперамента, свойства нервной системы), или те, которые можно целенаправленно развивать и формировать. О них пойдет речь далее.

Взаимодействие личности и рынка труда в определенном смысле является частью профессионального самоопределения. Путь к профессионализму, успешной карьере начинается с четкого и обоснованного выбора. Именно в этот период начинается знакомство с рынком труда. Успешность и продуктивность этого зависит от стратегии поведения человека.

3.2. Стратегии поведения на рынке труда

Стратегия адаптивного поведения на рынке труда. Такое поведение характеризуется приспособительностью, ситуативными выборами. Человек стремится к наиболее быстрому, удобному и гарантированному решению проблемы, экономии усилий. На этапе первоначального профессионального самоопределения это может быть выбор не специальности, а учебного заведения (например, по причине близости к дому или под влиянием мнения родителей, сверстников, стихийно полученной и недостаточной информации, семейных традиций). Подобным образом может выбираться и место работы – решающее значение при этом имеют пространственная близость, предложения со стороны знакомых, родственников, удобный график работы.

Такая стратегия, с одной стороны, имеет определенную жизненную значимость, так как позволяет приспособиться к наличным обстоятельствам и обеспечить минимальные условия, необходимые для жизни, но, с другой стороны, в такой ситуации нет внутреннего, морального удовлетворения от профессии или выполняемой работы.

Стратегия профессионального развития. Выбирая эту стратегию, человек не рассматривает выбор профессии как решение, которое нужно принять «раз и навсегда». Стратегия профессионального развития не предполагает рассмотрения профессиональной деятельности как некоего отдельного, самостоятельного процесса. Человек оценивает не профессию как таковую, а представляет себя в ней, т.е. перспективы своего развития, самосовершенствования. В рамках этой стратегии специфично и отношение к труду. Он рассматривается не как средство удовлетворения элементарных жизненных потребностей, а как объект практического, творческого преобразования и средство развития собственной личности. Человек, выбирающий профессию, руководствуется не принципом «наименьшего сопротивления» (поближе к дому, по знакомству, проще поступить, вступительные экзамены связаны с любимым предметом), а собственными ценностями, общими жизненными целями и стремлениями. Таким образом, профессиональная деятельность воспринимается как часть жизни.

Стратегия профессионального развития, безусловно, требует от человека больших усилий, большего напряжения. Однако она позволяет в максимальной степени реализовать личностные и профессиональные возможности и впоследствии быть более удовлетворенным собственным трудом.

Если максимально обобщить частные задачи современного профконсультанта, то в качестве главной цели его работы (независимо от возраста клиента) можно обозначить содействие формированию стратегии профессионального развития и адекватного ей поведения на рынке труда. Достаточно часто необходимость обращения к профконсультанту возникает из-за дискомфорта, связанного с профессиональным самоопределением. Человек, длительное время действовавший в рамках адаптивной стратегии, в какой-то момент начинает осознавать, что его не устраивает нынешняя жизненная ситуация. Появляется желание что-то изменить, но не всегда понятно, что именно нужно менять и какими средствами. Именно в этот момент появляется потребность обсудить проблему своего самоопределения со специалистом, задачей которого становится осознание вместе с клиентом источников возникновения адаптивной стратегии и ее перевод в стратегию профессионального развития.

Возможные причины формирования адаптивной стратегии поведения на рынке труда и варианты работы профконсультанта в каждом случае.

1. Низкий уровень развития мотивационной сферы и навыков целеполагания, узкий спектр мотивов профессиональной деятельности. Данный фактор является едва ли не основным источником формирования адаптивного поведения на рынке труда. Чтобы развиваться, нужно знать, в каком направлении двигаться. Достаточно часто в представлениях молодых людей, выбирающих профессию или ищущих работу, понятие «хорошая работа» является синонимом словосочетания «высокий заработок». При этом утрачиваются другие смыслы профессиональной деятельности: общественная значимость, возможность творчества, самовыражения, самореализации, обретения социальной идентичности и др. Возможно, любую профессиональную консультацию стоит начинать именно с диагностики мотивационной сферы, карьерных ориентаций с последующим обсуждением результатов, поиском новых смыслов профессиональной деятельности. В процессе обсуждения результатов диагностики может произойти изменение отношения к процессу овладения профессией, что окажет влияние на развитие мотивационно-смысловой сферы.

2.Низкая информированность о рынке труда и рынке образовательных услуг.

3. Неспособность к совершению самостоятельного выбора.

4.Неуверенность в собственных силах.

5.Ригидность, неспособность видеть различные возможности, предоставляемые рынком труда.

6.Семейные традиции, влияние близких, значимых людей.

7.Объективные факторы (материальные затруднения, пространственная удаленность и т.д., необходимость выбирать «из того, что есть», а «не из того, что хочется»).

Контрольные вопросы

1.Определите основные черты современного рынка труда.

2.Укажите причины формирования адаптивной стратегии поведения на рынке труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: