Упражнения. Упражнение 1. Пользуясь соответствующей учебной и справочной литературой, дайте определение терминамметафора

Упражнение 1. Пользуясь соответствующей учебной и справочной литературой, дайте определение терминам метафора, эпитет, риторический вопрос, антитеза, инверсия, парцелляция. Найдите в публицистических текстах и выпишите по три примера на каждое из этих языковых явлений

Упражнение 2 (контрольное). Подберите самостоятельно текст, созданный в рамках публицистического стиля речи. Оптимальный объем текста – 1–2 печатные страницы. Сделайте полный письменный стилистический анализ данного текста, доказав его принадлежность к публицистической речи. При выполнении упражнения пользуйтесь приведенными ниже планом и образцом анализа текста.

План стилистического анализа публицистического текста

1. Стиль текста.

2. Жанр текста.

3. Доминирующая цель (информационная или воздействующая).

4. Тема / проблема, которой посвящен текст.

5. Стилевые черты и языковые особенности текста.

5.1. Понятность текста:

– преобладание общеизвестных слов (указать, из какой сферы: политика, экономика, культура и т.п.);

– присутствие терминов (указать, понятны ли, объясняются ли);

5.2. Актуальность текста:

– присутствие слов, обозначающих актуальные понятия;

– присутствие новых заимствований.

5.3. Объективность изложения:

– присутствие имен собственных, названий (в т.ч. сокращенных);

– присутствие цифровых данных;

– присутствие ссылок, цитат, прямой речи.

5.4. Выраженность точки зрения, отношения автора:

– использование оценочной лексики;

– ведение авторской речи от 1 лица единственного числа (с местоимениями я, мой).

5.5. Призывность, агитационность текста:

– присутствие глаголов в повелительном наклонении при обращении к публике;

– использование восклицательных фраз-призывов.

5.6. Эмоциональность, выразительность изложения:

– присутствие сниженной разговорной лексики и жаргонизмов;

– использование лексических художественных средств (сравнений, метафор, эпитетов);

– использование фразеологизмов, пословиц, разговорных оборотов;

– присутствие газетных клише образного характера;

– использование прецедентных имен, прецедентных текстов;

– использование авторских неологизмов;

– использование синтаксических средств выразительности (включенных в авторскую речь вопросительных предложений, риторических вопросов, восклицательных предложений, разговорных синтаксических структур, антитез, инверсий, парцелляции).

5.7. Консервативность, стандартизованность:

– присутствие газетных клише;

– присутствие клише-канцеляризмов.

5.8. Незначительная грамматическая усложненность текста:

– преобладание глаголов в личной форме;

– небольшое число причастных и деепричастных оборотов;

– не очень длинные цепочки однородных членов;

– преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций;

– присутствие сопровождающих материалов (фото, иллюстрации и пр.);

– особенности визуального оформления (заголовки, подзаголовки, рамки, шрифтовое разнообразие и пр.).

6. Вывод.

Текст

У реформаторов нет права на ошибку –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: