1. Требование доступности публицистического текста для восприятия широкой публикой обусловило такую его черту, как несложность грамматических конструкций. Вообще, грамматика публицистического стиля, так же, как его лексический состав, свидетельствует о промежуточном положении этого варианта языка, испытывающего на себе влияние как со стороны разговорной речи, так и книжных стилей. С одной стороны, публицистический текст отличается от разговорно-обиходной речи большей сложностью и упорядоченностью грамматики: его предложения в большинстве своем грамматически правильные, завершенные по структуре, в них могут включаться типичные для книжной речи конструкции – причастные и деепричастные обороты. С другой стороны, в отличие от научного и официально-делового стилей, в публицистическом тексте предложения в основном недлинные, без большого числа осложняющих конструкций; при этом преобладают типичные для устной речи глаголы в личной форме ( побывали на форуме, выступает в защиту, собираются поступать в вуз).
2. В некоторых случаях с целью демонстрации своей точки зрения автор строить свою речь от первого лица единственного числа, с употреблением местоимений я, мой (я считаю, мне кажется, по моему мнению).
3. В текстах с ярко выраженной призывностью могут употребляться фразы-обращения к публике в глаголами в повелительном наклонении (задумайтесь, вспомните).
4. Ссылки на слова конкретных лиц, обеспечивающие объективность излагаемой информации, нередко оформляются автором в виде цитат, прямой речи, диалога.
5. Выразительность текста может обеспечиваться синтаксическими средствами, среди которых наиболее частотны следующие:
а) вопросительные предложения, включенные в авторскую речь (в том числе риторический вопрос): До каких же пор мы будем тратить время и деньги на просмотр таких бездарных американских фильмов? Что может противопоставить простой гражданин беспределу власть придержащих?;
б) восклицательное предложение: Как здорово, что нам выпала такая удача! Я уверен, что вы выполните свой гражданский долг!;
в) фразы с разговорным синтаксисом: Как тратить общественные деньги – так он впереди всех, а как отвечать – пускай начальник за него отвечает!
г) антитеза: Рабочие поселкового завода третий месяц не получают зарплату – его директор проводит отпуск на элитном заграничном курорте, полпоселка страдает без отопления – его глава достраивает второй особняк!;
д) инверсия: Очень нужны избирателям тонны предвыборной макулатуры в почтовых ящиках!;
е) парцелляция: После вмешательства прокуратуры деньги им вернули. Буквально сразу же. Все до рубля. С извинениями.