Заключение. Естествознание – весьма разветвленная отрасль современной науки, его непосредственным объектом изучения является природа

Естествознание – весьма разветвленная отрасль современной науки, его непосредственным объектом изучения является природа.

Эволюция Вселенной, начиная с точки сингулярности, шла по пути увеличения разнообразия мира, создания новых частиц, которые не существовали изолированно, а объединялись в новые целостности – атомы, молекулы, клетки и т. д., упорядоченно функционирующие по своим законам.

Целостна и человеческая личность. Это отражено в самом понятии «индивидуум», что в переводе с латинского означает «неделимый». Перестав осознавать себя целостным микрокосмосом, личность деградирует, отчуждается от общества и природы. Целостность общечеловеческого сознания, целостность восприятия человека как составной части единого универсального организма должны стать мировоззренческой основой каждого, соединяющей разум и чувства.

Проблема целостного мировоззрения порождает, по существу, проблему универсального знания, о котором говорил еще Аристотель: «Знание обо всем имеет тот, кто в наибольшей степени обладает знанием общего». И естествознание будет обеспечивать здесь неограниченное развитие.

В современной науке наблюдаются важные процессы, являющиеся реакцией на те задачи, которые встают в связи с интенсивным уплотнением системы функциональных связей между природой и обществом. Для современной науки становится характерной тенденция экологизации и т. п. Можно предположить, что наука вскоре станет более органичной частью культуры; вся культура будет развиваться как одно целое и часть биосферы, становясь экологичной культурой.

В связи с этим большой интерес в XXI в. может представлять изучение несиловых взаимодействий (в природе и человеческом обществе), дальнодействия, сознательного управления разнообразными процессами. Общее значение науки будет зависеть от того, что она даст для решения фундаментальных проблем человека: переход от потребляющей цивилизации к устойчиво развивающейся; контроль за агрессивностью, которая при отсутствии межвидовой борьбы не ведет к эволюции; создание новой структуры личности – любовно-творческой – взамен агрессивно-пот-ребительской.

Вступив в III тысячелетие, человечество реализует путь к единой культуре. Речь не идет о полном слиянии естественнонаучного и гуманитарного знаний. То и другое знание сохранит свою специфику. Важно, однако, понимать, что человечество, раз возникнув, реализует свой потенциал к разностороннему, разнообразному, пронизанному системными связями знанию. Умаление достоинств как естественнонаучного, так и гуманитарного знания ведет к культурному обнищанию человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: