Мягкое произношение

Академия интеллект пресса

Берет кофе прессинг

Вексель кинескоп текст

Декларация крем термин

Икебана музей эффект

Интендант Одесса юриспруденция

Задание 3. Распределите приведённые ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произношения согласного перед е. В случае наличия двух вариантов, назовите «старшую» и «младшую» нормы.

Агрессия, адепт, анестезия, адекватный, аутентичный, бактерии, бассейн, безе, бизнес, бизнесмен, гетера, дебаты, дебют, декада, деканат, декан, деликатес, демарш, депо, депрессия, детектив, дефис, интеллект, интервью, индекс, кредо, крем, кодекс, критерий, кузен, лазер, либретто, лорнет, лотерея, менеджер, музей, неологизм, Одесса, одеколон, панель, патент, рейд, реквием, реликвия, свитер, сейм, сервиз, сервиз, сессия, сеттер, синтез, стресс, тезис, темп, тенденция, термос, термин, термостат, терапевт, тестирование, фанера, фарватер, фланель, шинель, штемпель, экспресс, энергия, эффект.

Задание 4. Обратите внимание на чтение ударной гласной. Выпишите и запомните слова, в произношении которых вы делаете ошибки.

[е]: атлет, афера, блеф, бытие, житие, гренадер, зев, опека, оседлый, преемник, современный, местоименный, недоуменный, иноплеменный;

[о]: безнадежный, береста, блеклый, белесый, желчный, заем, маневры, наемник, никчемный, новорожденный, одноименный, осетр, острие, платежеспособный, сметка, филер.

Задание 5. Как правильно произносятся слова?

1. Ист…кший кровью – ист…кший срок, оглаш…нные резульаты – кричит как оглаш…нный, пад…ж скота – именительный пад…ж, аф…ра, быти…, кс…ндз.

2. Составьте предложения с приведёнными словами и определите их сочетаемость.

Слож…нный – сложё…ный, погруж…нный - погруж…нный, кр…стный – кр…стный, соверш…нный – соверш…нный.

Задание 6. Произнесите следующие слова правильно, распределите их по трём группам:

1) слова, которые в просторечии приобретают лишний звук.

2) слова, которые в просторечии утрачивают один звук.

3) слова, в которых при произношении иногда происходит опрощение (изменяется качество звука или же звуки меняются местами).

Бессребреник, военачальник, грейпфрут, дерматин, дуршлаг, желатин, заведующий, инцидент, компрометировать, конкурентоспособный, констатировать, контингент, крыжовник, ландшафт, летосчисление, макулатура, насмехаться, пельмени, пиджак, прецедент, поскользнуться, пощёчина, противень, распространенный, сандалии, скрупулёзный, следующий, эскалатор, эскалация, юрисконсульт, флюорография, чрезвычайный.

Задание 7. Прочтите слова, обращая внимание на произнесение сочетаний согласных тч, дч как долгий [ч]

Отчизна, отчет, отчаяние, отчитаться, отчетливо, отчество, отчуждение, отчистить, отчудить, докладчик, зодчий, зодчество, заводчик, наводчик, разводчик, переводчик.

Задание 8. Прочтите слова, обращая внимание на произнесение сочетаний сш, зш, зж, сж как долгий [ж] или [ш].

Бесшумно, без шапки, без шипов, замерший, без шарфа, из щубы, из шапки, из шерсти, через шоссе, через шахту, из шахты, без шахты, из шурфа, из шины, без шины, без шоссе, без шерсти.

Сжигать, сжег, сжечь, позже, с женой, безжалостный, без жалобы, без жизни, визжать, без жалюзи, без жены, поезжай, разжевать, из жалости, из жести, через жернова.

Задание 9. Прочитайте слова, обращая внимание на правильное произнесение сочетаний чн, чт.

Булочная, молочный, сварочный, яблочный, порядочный, марочный, свечной, конечный, конечно, подвенечный, горчичный, яичница, яичный, скворечник, горничная, двоечник, троечник, очечник, Кузьминична, Никитична, скучно, скучный, что, чтобы, что-то, что-нибудь, кое-что, ни за что, во что бы то ни стало, что бы то ни было, нечто, ничто.

Задание 10. Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения – чн: 1) слова, где произносится [чн], 2) слова, где произносится [шн], 3) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный.

Задание 11. Расставьте ударения в словах. Найдите те слова, произношение которых изменилось за последние несколько лет. Для этого сравните орфоэпические словари разных годов издания. Сделайте вывод о состоянии орфоэпической нормы русского языка в настоящее время.

Августовский, агрономия, алфавит, алкоголь, анатом, апостроф, арахис, аргумент, баловать, безудержный, блага, благовест, бомбардировать, валовой, введённый, вероисповедание, генезис, гравер, грушевый, диспансер, добыча, договор, документ, досуг, еретик, закупоривать, звонит, зубчатый, иконопись, индустрия, искра, иначе, каталог, квартал, комбайнер, красивее, кухонный, корысть, мастерски, меновая, металлургия, мизерный, намерение, насквозь, оптовый, осведомить, обеспечение, откупоривать, партер, пасквиль, плато, принудить, свёкла, сливовый, созыв, средства, статуя, столяр, таможня, феномен, ходатайствовать, хозяева, христианин, черпать, шофер.

Задание 12. Используя словарь, поставьте ударения в следующих словах. Отметьте слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Договор, досуг, кремень, квартал, маркетинг, одновременно, петля, пригоршня, роженица, слепень, страховщик, танцовщица, туфля, щавель, ядрица.

Задание 13. Поставьте ударение в приведённых ниже именах прилагательных. Употребите их в сочетаниях с существительными.

Августовский, грунтовый, губчатый, значимый, зубчатый, домовый, кедровый, костюмированный, красивее, мальчиковый, неразвитой, озлобленный, оптовый, подростковый, сливовый, согнутый, экзальтированный,

Задание 14. Правильно прочитайте следующие глаголы, образованные от прилагательных:

Бодрый – ободрить, глубокий – углубить, лёгкий – облегчить, острый - обострить, крепкий – укрепить.

Задание 15. Прочитайте глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени. Определите существующую в данных примерах закономерность.

Отнять – отнял – отняла – отняли;

понять – понял – поняла – поняли;

начать – начал – начала – начали;

начаться – начался – началась – начались;

дать – дал – дала – дали;

создать – создал – создала – создали.

Задание 16. Обратите внимание на место ударения в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. Обобщите наблюдения и сформулируйте правило расстановки ударений.

Прав – права – правы;

близок – близка – близки;

горек – горька – горьки;

длинен – длинна – длинны, но рукава длинны;

ровен (путь), но не ровен час – ровна – ровны;

глубок – глубока – глубоки;

роздан – роздана – розданы;

создан – создана – созданы;

взят –взята – взяты;

занят – занята – заняты;

начат – начата – начаты.

Задание 17. Найдите нарушения орфоэпических норм литературного языка в текстах современных песен.

1. «Жизнь разносилась, как туфля…» («Петля», гр. «Король и шут»).

2. «Когда муж пошел за пивом…» («За пивом», гр. «Академия»). 3. «У меня есть компасы…» («Морская», гр. «Мумий Тролль»). 4. «Ты звонишь ей домой…» («Студент», гр. «Руки вверх»). 5. «Был удивлен, когда прочитал свой некролог…» («Неподвижен», Урфин Джюс). 6. «Хошь мороженое скушай…» («Зачем вы, девочки?» гр. «Иванушки»). 7. «Тыщу лет меня знаешь…» («Изучай меня», Н. Ветлицкая). 8. «В них тока слезы и тушь…» («Все решено», гр. «Гости из будущего»).

Задание 18. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Новости политики и экономики

Израиль подтвердил намерение продолжать мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.

– В результате сложных манёвров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших.

– Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

– Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма, тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

– Занимаясь оптовыми поставками, фирма каждый квартал вовремя расплачивается с поставщиками. Ведущие специалисты по маркетингу стремятся расширить и углубить экономические связи с крупными предприятиями.

Выполнив упражнения, сделайте выводы и подготовьте резюме по теме семинарского занятия, опираясь на вопросы:

1.Чем отличается орфоэпия от фонетики?

2.Каковы основные и частные правила произношения гласных звуков в современном русском языке? Приведите примеры.

3.Каковы основные и частные правила произношения согласных звуков в современном русском языке? Приведите примеры.

4.Каковы особенности русского ударения?

5.Существуют ли закономерности, следуя которым можно правильно расставить ударение в словах русского языка? Если существуют, то сформулируйте их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: