Наименование тем лекционных занятий и их содержание

№ тем Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
1. Психокоррекция как направления деятельности практического психолога.1 час 1. Понятие, цели и задачи коррекции. 2. Особенности получения и использования психологической информации в организации психокоррекции. 3. Методологические основы организации психологической коррекции. Ознакомление с целями и теоретическими основами психокоррекции 1. Отличие психокррекции от психоконсультирования, психотерапии. 2. Методология психокоррекциии.
2. Тема 2. Особенности организации психологической коррекции. 1 час 1. Основные принципы психокоррекции. 2. Коррекционные программы. 3. Особенности использования психологической информации для организации психокоррекции. 4. Проблема эффективности коррекции. Ознакомление с процессом психокоррекции 1. Принципы составления коррекционных программ. 2. Этические нормы в коррекции.
3. Классификация видов и методов психокоррекции. 1 час 1. Виды коррекции. 2. Индивидуальная и групповая психокоррекция. 3. Методы психокоррекции. Знакомство с основными видами и методами психокррекции Проблема классификаций методов и видов коррекции.
4. Психологический тренинг как метод групповой психокоррекции. 1 час 1. Понятие «групповой тренинг». 2. Основные парадигмы тренинга. 3. Сценарии и алгоритмы тренинговых занятий. 4. Практическая философия тренинга. Формирования представления о тренинге как методе коррекции 1. Парадигма тренинга. 2. Философия тренинга.
5. Особенности психокоррекционных групп. 2 часа 1. Цели и задачи тренинговой группы. Состав группы. 2. Групповые нормы, ролевые позиции. 3. Понятие о групповой сплоченности. 4. Ритуалы в тренинге. 5. Стадии развития группы в тренинге (Б. Тукман, О.В. Немиринский, Л.М. Митина). 6. Кризис в развитии группы. 7. Стадии развития групп с различной динамикой. 8. Классификация психокоррекционных групп. Формирование представления о характеристиках тренинговой группы 1. Групповые нормы. 2. Кризис трениговой группы. 3. Динамика развития групп. 4. Отличия психокоррекционных групп.
6. Ведущий тренинговой группы.1 час 1. Основные роли ведущего группы. 2. Стиль руководства группой. 3. Характеристика личности группового тренера. 4. Подготовка ведущих тренинговых групп. 5. «Западни» для ведущего. 6. Этические требования к ведущему коррекционной группы. Анализ деятельности тренера в коррекционных группах 1. Влияния группы на психолога. 2.Влияния тренара на ход работы группы. 3.Подготовка психологов-тренеров.
7. Тренинговые группы и социально-психологический тренинг.1 час 1. Работа в Т-группе. 2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции. 3. Характеристика упражнений СПТ. 4. Группы развития коммуникативных навыков и умений. 5. Группы развития сензитивности. Ознакомление с СПТ как методом коррекции 1. Методологическая основа тренинговых групп. 2. Требования к ведущему СПТ.
8. Игровой элемент в тренинге.1 час 1. Общая характеристика метода. 2. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. 3. Атрибуты и значение игрового метода. 4. Игровые процедуры на тренинговых занятиях. 5. Основные виды и формы игры. Знакомство с игровыми техниками коррекции 1. Требования к разработке игровых техник. 2. Эффективность игровой техники.
9. Техники занятий групп встреч.1 час 1. Основные технические приемы и упражнения группы встреч. 2. Балинтовские группы. 3. Особенности групповой работы в группах АА. 4. Сайнанон-группы: характеристика, техники. Знакомство с техниками групп встреч 1. Методология групп встреч. 2. Требования к психологу, участникам групп встреч.
10. Техники занятий групп умений.1 час 1. Основные технические приемы в работе групп умений. 2. Тренинг ассертивности. 3. Тренинг самоутверждения. Знакомство с техниками групп умений. 1. Методология групп умений. 2. Требования к психологу, участникам групп умений.
11. Методы поведенческой коррекции. 1 час 1. Иммерсионные методы: метод имплозии, метод парадоксальной интенции. 2. «Жетонный метод». 3. Метод Морита. 4. Использование метода холдинга. 5. Имаго-метод. Знакомство с методами поведенческой коррекции 1. Методологоия поведенческой коррекции. 2. Этические принципы тренера.
12. Психогимнастика как метод коррекции.1 час 1. Процедура проведения, основные приемы, задачи психогимнастики. 2. Характеристика психогимнастических упражнений. 3. Методика М.И. Чистяковой. Знакомство с психогимнастическими техниками 1. Особенности применения психогимнатики.
13. Методы арттерапии в психологической коррекции.1 час 1. Цели арттерапии. 2. Основные направления арттерапии. 3. Метафоры как тренинговый прием. Анализ арттерапевтических техник 1. Методология арттерапии. 2. Требования к применению артерапии в коррекции
14. Групповая дискуссия как метод групповой работы.1 час 1. Основные формы организации дискуссии. 2. Этапы групповой дискуссии. 3. Основные виды дискуссии и базовые задания. 4. Групповой просмотр видеофильмов. Знакомство с методом групповой дискуссии 1. Требования к ведущему групповой дискуссии. 2. Оценка эффективности групповой дискуссии.
15. Использование медитативных техник в коррекции.1 час 1. Общая характеристика медитации. 2. Медитации-визуализации как метод психологического тренинга. 3. Общие правила применения медитативных техник. Знакомство с медитативными тезхниками 1. Требования к психологу. 2. Сложности в работе с медитативными техниками.
16. Коррекционная работа в школе. 2 часа 1. Коррекция тревожности, агрессивности, гиперактивности. 2. Коррекционнаяработа с неконтактными детьми. 3. Коррекция межличностных отношений в детском возрасте. 4. Работа с одаренными детьми. Знакомство с основными направлениями и методами коррекции в школе 1. Теоретическая позиция психолога в объяснении психологических проблем ребенка. 2. Требования к методам коррекции.
17. Коррекция семейных проблем. 2 часа 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия. 2. Методы и техники коррекции семейных отношений. 3. Методики коррекции детско-родительских отношений. Знакомство коррекционной работой с семьей 1. Методологические направления коррекционной работы с семьей. 2. Трудности в работе с семьей.
  Итого:   20 часов

Тематический план семинарских занятий

Темы и их объем в часах Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практических заданий Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
  Психокоррекция как направления деятельности практического психолога.1 час 1. Понятие, цели и задачи коррекции. 2. Особенности получения и использования психологической информации в организации психокоррекции. 3. Методологические основы организации психологической коррекции. 4. Основные принципы психокоррекции. 5. Коррекционные программы. Опрос по плану сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 дискуссия 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994. -237с. 2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 3. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
  Классификация видов и методов психокоррекции. 1 час 1. Виды коррекции. 2. Индивидуальная и групповая психокоррекция. 3. Методы психокоррекции. опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 круглый стол 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994. -237с. 2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 3. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
  Психологический тренинг как метод групповой психокоррекции. 1 час 1. Понятие «групповой тренинг». 2. Основные парадигмы тренинга. 3. Цели и задачи тренинговой группы. Состав группы. 4. Групповые нормы, ролевые позиции. 5. Стадии развития группы в тренинге (Б. Тукман, О.В. Немиринский, Л.М. Митина). опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 круглый стол 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995. 3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78. 4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с. 5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  Тренинговые группы и социально-психологический тренинг.1,5 часа 1. Работа в Т-группе. 2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции. 3. Характеристика упражнений СПТ. 4. Группы развития коммуникативных навыков и умений. 5. Группы развития сензитивности. 6. Ведущий тренинговой группы. 7. Игровой элемент в тренинге. Опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 круглый стол 1. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995. 3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78. 4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с. 5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  Техники занятий групп встреч и групп умений.1 час 1. Основные технические приемы и упражнения группы встреч. 2. Виды групп встреч. 3. Основные технические приемы в работе групп умений. Опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 круглый стол 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995. 3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78. 4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с. 5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  Методы поведенческой коррекции и психогимнастика. 1 час 1. Иммерсионные методы: метод имплозии, метод парадоксальной интенции. 2. «Жетонный метод». 3. Метод Морита. 4. Использование метода холдинга. 5. Имаго-метод. 6. Процедура проведения, основные приемы, задачи психогимнастики. Опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 круглый стол 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995. 3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78. 4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с. 5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  Методы арттерапии, групповая дискуссия, медитативные техники в психологической коррекции.1,5 часа 1. Цели арттерапии. 2. Основные направления арттерапии. 3. Метафоры как тренинговый прием. 4. Основные формы организации дискуссии. 5. Основные виды дискуссии и базовые задания. Опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 круглый стол 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995. 3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78. 4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с. 5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  Коррекционная работа в школе. 1 час 1. Коррекция тревожности, агрессивности, гиперактивности. 2. Коррекционнаяработа с неконтактными детьми. 3. Коррекция межличностных отношений в детском возрасте. 4. Работа с одаренными детьми. Опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist https://www.doumarx.ru/load/psikhologu/korrekcionnaja_rabota_s_giperaktivnymi_detmi_5_7_let/3-1-0-79 круглый стол 1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987. 2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.
  Коррекция семейных проблем. 1 час 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия. 2. Методы и техники коррекции семейных отношений. 3. Методики коррекции детско-родительских отношений. Опрос сообщения Использование Интернет-материала – сайт https://www.big-library.info/?act=read&book=11513 круглый стол 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с. 2. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 1981. 3. Эйдемиллер Э.Г., Юстцкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.,1990-192с.
  Итого:       10 часов



double arrow
Сейчас читают про: