| №
тем
| Темы и их объем в часах
Контрольные вопросы
| Цели и задачи занятий
| Проблемные вопросы
|
| 1.
| Психокоррекция как направления деятельности практического психолога.1 час
1. Понятие, цели и задачи коррекции.
2. Особенности получения и использования психологической информации в организации психокоррекции.
3. Методологические основы организации психологической коррекции.
| Ознакомление с целями и теоретическими основами психокоррекции
| 1. Отличие психокррекции от психоконсультирования, психотерапии.
2. Методология психокоррекциии.
|
| 2.
| Тема 2. Особенности организации психологической коррекции. 1 час
1. Основные принципы психокоррекции.
2. Коррекционные программы.
3. Особенности использования психологической информации для организации психокоррекции.
4. Проблема эффективности коррекции.
| Ознакомление с процессом психокоррекции
| 1. Принципы составления коррекционных программ.
2. Этические нормы в коррекции.
|
| 3.
| Классификация видов и методов психокоррекции. 1 час
1. Виды коррекции.
2. Индивидуальная и групповая психокоррекция.
3. Методы психокоррекции.
| Знакомство с основными видами и методами психокррекции
| Проблема классификаций методов и видов коррекции.
|
| 4.
| Психологический тренинг как метод групповой психокоррекции. 1 час
1. Понятие «групповой тренинг».
2. Основные парадигмы тренинга.
3. Сценарии и алгоритмы тренинговых занятий.
4. Практическая философия тренинга.
| Формирования представления о тренинге как методе коррекции
| 1. Парадигма тренинга.
2. Философия тренинга.
|
| 5.
| Особенности психокоррекционных групп. 2 часа
1. Цели и задачи тренинговой группы. Состав группы.
2. Групповые нормы, ролевые позиции.
3. Понятие о групповой сплоченности.
4. Ритуалы в тренинге.
5. Стадии развития группы в тренинге (Б. Тукман, О.В. Немиринский, Л.М. Митина).
6. Кризис в развитии группы.
7. Стадии развития групп с различной динамикой.
8. Классификация психокоррекционных групп.
| Формирование представления о характеристиках тренинговой группы
| 1. Групповые нормы.
2. Кризис трениговой группы.
3. Динамика развития групп.
4. Отличия психокоррекционных групп.
|
| 6.
| Ведущий тренинговой группы.1 час
1. Основные роли ведущего группы.
2. Стиль руководства группой.
3. Характеристика личности группового тренера.
4. Подготовка ведущих тренинговых групп.
5. «Западни» для ведущего.
6. Этические требования к ведущему коррекционной группы.
| Анализ деятельности тренера в коррекционных группах
| 1. Влияния группы на психолога.
2.Влияния тренара на ход работы группы.
3.Подготовка психологов-тренеров.
|
| 7.
| Тренинговые группы и социально-психологический тренинг.1 час
1. Работа в Т-группе.
2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции.
3. Характеристика упражнений СПТ.
4. Группы развития коммуникативных навыков и умений.
5. Группы развития сензитивности.
| Ознакомление с СПТ как методом коррекции
| 1. Методологическая основа тренинговых групп.
2. Требования к ведущему СПТ.
|
| 8.
| Игровой элемент в тренинге.1 час
1. Общая характеристика метода.
2. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.
3. Атрибуты и значение игрового метода.
4. Игровые процедуры на тренинговых занятиях.
5. Основные виды и формы игры.
| Знакомство с игровыми техниками коррекции
| 1. Требования к разработке игровых техник.
2. Эффективность игровой техники.
|
| 9.
| Техники занятий групп встреч.1 час
1. Основные технические приемы и упражнения группы встреч.
2. Балинтовские группы.
3. Особенности групповой работы в группах АА.
4. Сайнанон-группы: характеристика, техники.
| Знакомство с техниками групп встреч
| 1. Методология групп встреч.
2. Требования к психологу, участникам групп встреч.
|
| 10.
| Техники занятий групп умений.1 час
1. Основные технические приемы в работе групп умений.
2. Тренинг ассертивности.
3. Тренинг самоутверждения.
| Знакомство с техниками групп умений.
| 1. Методология групп умений.
2. Требования к психологу, участникам групп умений.
|
| 11.
| Методы поведенческой коррекции. 1 час
1. Иммерсионные методы: метод имплозии, метод парадоксальной интенции.
2. «Жетонный метод».
3. Метод Морита.
4. Использование метода холдинга.
5. Имаго-метод.
| Знакомство с методами поведенческой коррекции
| 1. Методологоия поведенческой коррекции.
2. Этические принципы тренера.
|
| 12.
| Психогимнастика как метод коррекции.1 час
1. Процедура проведения, основные приемы, задачи психогимнастики.
2. Характеристика психогимнастических упражнений.
3. Методика М.И. Чистяковой.
| Знакомство с психогимнастическими техниками
| 1. Особенности применения психогимнатики.
|
| 13.
| Методы арттерапии в психологической коррекции.1 час
1. Цели арттерапии.
2. Основные направления арттерапии.
3. Метафоры как тренинговый прием.
| Анализ арттерапевтических техник
| 1. Методология арттерапии.
2. Требования к применению артерапии в коррекции
|
| 14.
| Групповая дискуссия как метод групповой работы.1 час
1. Основные формы организации дискуссии.
2. Этапы групповой дискуссии.
3. Основные виды дискуссии и базовые задания.
4. Групповой просмотр видеофильмов.
| Знакомство с методом групповой дискуссии
| 1. Требования к ведущему групповой дискуссии.
2. Оценка эффективности групповой дискуссии.
|
| 15.
| Использование медитативных техник в коррекции.1 час
1. Общая характеристика медитации.
2. Медитации-визуализации как метод психологического тренинга.
3. Общие правила применения медитативных техник.
| Знакомство с медитативными тезхниками
| 1. Требования к психологу.
2. Сложности в работе с медитативными техниками.
|
| 16.
| Коррекционная работа в школе. 2 часа
1. Коррекция тревожности, агрессивности, гиперактивности.
2. Коррекционнаяработа с неконтактными детьми.
3. Коррекция межличностных отношений в детском возрасте.
4. Работа с одаренными детьми.
| Знакомство с основными направлениями и методами коррекции в школе
| 1. Теоретическая позиция психолога в объяснении психологических проблем ребенка.
2. Требования к методам коррекции.
|
| 17.
| Коррекция семейных проблем. 2 часа
1. Семья как объект психокоррекционного воздействия.
2. Методы и техники коррекции семейных отношений.
3. Методики коррекции детско-родительских отношений.
| Знакомство коррекционной работой с семьей
| 1. Методологические направления коррекционной работы с семьей.
2. Трудности в работе с семьей.
|
|
| Итого:
|
| 20 часов
|
| №
| Темы и их объем в часах
| Устный опрос
Решение задач, проблемных вопросов
| Письменный опрос
(тестовый опрос,
контрольные работы,
работа по карточкам,
доклады, сообщения,
рефераты, дом. задания и др.виды);
выполнение практических заданий
| Применение
современных методов обучения,
использование инновационных технологий в учебном процессе
| Изучение учебно-монографической литературы
|
|
| Психокоррекция как направления деятельности практического психолога.1 час
1. Понятие, цели и задачи коррекции.
2. Особенности получения и использования психологической информации в организации психокоррекции.
3. Методологические основы организации психологической коррекции.
4. Основные принципы психокоррекции.
5. Коррекционные программы.
| Опрос по плану
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
дискуссия
| 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994. -237с.
2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
3. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
|
|
| Классификация видов и методов психокоррекции. 1 час
1. Виды коррекции.
2. Индивидуальная и групповая психокоррекция.
3. Методы психокоррекции.
| опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
круглый стол
| 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994. -237с.
2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
3. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
|
|
| Психологический тренинг как метод групповой психокоррекции. 1 час
1. Понятие «групповой тренинг».
2. Основные парадигмы тренинга.
3. Цели и задачи тренинговой группы. Состав группы.
4. Групповые нормы, ролевые позиции.
5. Стадии развития группы в тренинге (Б. Тукман, О.В. Немиринский, Л.М. Митина).
| опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
круглый стол
| 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78.
4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с.
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
|
|
| Тренинговые группы и социально-психологический тренинг.1,5 часа
1. Работа в Т-группе.
2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции.
3. Характеристика упражнений СПТ.
4. Группы развития коммуникативных навыков и умений.
5. Группы развития сензитивности.
6. Ведущий тренинговой группы.
7. Игровой элемент в тренинге.
| Опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
круглый стол
| 1. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78.
4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с.
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
|
|
| Техники занятий групп встреч и групп умений.1 час
1. Основные технические приемы и упражнения группы встреч.
2. Виды групп встреч.
3. Основные технические приемы в работе групп умений.
| Опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
круглый стол
| 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78.
4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с.
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
|
|
| Методы поведенческой коррекции и психогимнастика. 1 час
1. Иммерсионные методы: метод имплозии, метод парадоксальной интенции.
2. «Жетонный метод».
3. Метод Морита.
4. Использование метода холдинга.
5. Имаго-метод.
6. Процедура проведения, основные приемы, задачи психогимнастики.
| Опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
круглый стол
| 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78.
4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с.
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
|
|
| Методы арттерапии, групповая дискуссия, медитативные техники в психологической коррекции.1,5 часа
1. Цели арттерапии.
2. Основные направления арттерапии.
3. Метафоры как тренинговый прием.
4. Основные формы организации дискуссии.
5. Основные виды дискуссии и базовые задания.
| Опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
круглый стол
| 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
2. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко и др. – М., 1995.
3. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии. – М., 1998. – С. 66-78.
4. Вачков И.В. Основы технологи группового тренинга. Психотехники. – М., 2005. – 256с.
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
|
|
| Коррекционная работа в школе. 1 час
1. Коррекция тревожности, агрессивности, гиперактивности.
2. Коррекционнаяработа с неконтактными детьми.
3. Коррекция межличностных отношений в детском возрасте.
4. Работа с одаренными детьми.
| Опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist
https://www.doumarx.ru/load/psikhologu/korrekcionnaja_rabota_s_giperaktivnymi_detmi_5_7_let/3-1-0-79 круглый стол
| 1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.
2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.
|
|
| Коррекция семейных проблем. 1 час
1. Семья как объект психокоррекционного воздействия.
2. Методы и техники коррекции семейных отношений.
3. Методики коррекции детско-родительских отношений.
| Опрос
| сообщения
| Использование Интернет-материала – сайт
https://www.big-library.info/?act=read&book=11513
круглый стол
| 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005. – 512с.
2. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 1981.
3. Эйдемиллер Э.Г., Юстцкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.,1990-192с.
|
|
| Итого:
|
|
|
| 10 часов
|