Понятие массовой коммуникации

Под массовой коммуникацией традиционно понимается процесс передачи или распределения информации или других форм символического содержания обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории, тогда как масс-медиа означают средства передачи этого материала. Несмотря на определенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Изучение массовой коммуникации является частью более широкой области исследований человеческой коммуникации, в которой можно выделить разные типы на основе различных признаков. Один из вариантов стратификации — по уровню социально обусловленной масштабности общения. С этой точки зрения массовую коммуникацию можно считать вершиной пирамиды, в которой сходятся цели и функции коммуникативной деятельности социальных структур разного масштаба — организационной, групповой, межличностной и т.п.

История изучения массовой коммуникации богата и разнообразна. Более полувека она является предметом самостоятельных исследований, а в составе других дисциплин ее изучают уже около ста лет. Проблематика исследований расширялась по мере изобретения и распространения новых способов передачи информации. После книг, газет и журналов пришли радио, эфирное ТВ, кабельное ТВ и спутниковое вещание, а теперь Интернет. Распространение новых технологий ставит перед наукой задачу выявить их значение для общества и существующих масс-медиа.

Масс-медиа являются объектом изучения множества научных сообществ, которые придерживаются иногда прямо противоположных взглядов. Как следствие, возник широкий диапазон теорий — от концепции массового общества до идеи «глобальной деревни». Часто разработка теории начинается с простого перечисления надежд и опасений, порождаемых средствами массовой коммуникации, а затем проводят исследования, результаты которых подвергают критическому анализу. Некоторые теории вызывают широкий общественный резонанс, так случилось, когда Маршалл Маклюэн объявил, что «средство коммуникации есть сообщение». Но чаще всего интерес к ним ограничивается университетами, правительственными учреждениями, исследователями из медиа-индустрии и общественными объединениями. Например, разные теории телевизионного насилия породили серьезные дискуссии в широких общественных и научных кругах.

За все время изучения массовой коммуникации появилось немало ярких концепций, правильность которых не была впоследствии подтверждена научной проверкой или которые пользовались поддержкой научного сообщества непродолжительный период. Тем не менее они сохраняют свое значение в качестве вех в истории, а некоторые все еще используются медиапрактиками и поэтому достойны хотя бы упоминания, ведь общеизвестно, что нельзя адекватно оценить существующие теории, не зная предшествующих.

Если люди что-то и узнали о массовой коммуникации за почти вековой период, это то, что медиа не являются той демонической силой, которая неизбежно вызывает общественные и личные катастрофы. Медиа не создают диванных лежебок и не организуют массовые политические демонстрации, не являются они и благородными агентами прогрессивных преобразований. Сама по себе медиатехнология не способна начать полезные реформы, но может дополнять и усиливать действия индивидов и групп, способствуя быстрым и глубоким социальным изменениям в широком масштабе. Теории и концепции массовой коммуникации не должны вызывать страх или внушать оптимизм, их задача — служить инструментом понимания и эффективного использования технологии.

Каждый из периодов в истории исследования массовой коммуникации характеризуется наличием одного или двух главенствующих взглядов на роль медиа, часто диаметрально противоположных. Смена эпох происходит вследствие падения влияния ведущих идей, роста популярности новых концепций и пересмотра роли медиа. В последние десятилетия количество и разнообразие коммуникационных теорий сильно выросло. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество. Другие же трактуют использование и роль масс-медиа более узко, на уровне индивида.

История российских исследований в области теории массовой коммуникации распадается на два периода — советский и постсоветский. Для первого характерен определенный уклон в сторону изучения масс-медиа как средств пропаганды и агитации, при этом результаты и выводы западных ученых подвергались разгромной критике и полностью отрицались. Показательно, что именно в период застоя у нас утверждается понятие «средства массовой информации и пропаганды» (СМИиП) — до этого обходились без обобщающего названия прессы, радио и телевидения. По мере роста неуправляемости советского общества (правящая элита не могла больше обеспечить рост производства посредством экономических стимулов) огромная роль стала отводиться прямому идеологическому принуждению. Понятие «коммуникация», предполагающее диалогичность, многообразие общения, связей в обществе, исходит из плюрализма мнений, в то время как СМИиП по определению были запрограммированы на идеологическую автаркию, на вертикальное идейно-психологическое воздействие. Поэтому оте­чественные исследователи занимались в основном изучением пропагандистского потенциала масс-медиа.

Эта однобокость, подчиненность классово-партийным интересам мешала коммуникационным исследованиям развиваться вглубь и вширь, по сути они сводились к острокритическому «разносу» западных теорий и гипотез. Коммуникационные изыскания обслуживали идеологию, которая господствовала в обществе и противопоставлялась западным. Наука в целом выполняла социальный заказ и была нацелена на отстаивание преимуществ советской системы. Любая попытка, даже самая поверхностная, проанализировать и подать в положительном свете зарубежный опыт в области изучения масс-медиа воспринималась по меньшей мере с подозрением. Однако в некоторых работах того времени под идеологическим налетом скрывался глубокий анализ социальных, психологических и культурологических аспектов явлений и процессов массовой коммуникации.

В пособии рассматриваются в основном американские и британские концепции и теории, которые самым непосредственным образом касаются масс-медиа и массовой коммуникации и выдержали испытание временем. Они прочно вошли в научный обиход и обрели статус классических — например, теории двухступенчатого потока информации, диффузии инноваций или когнитивного диссонанса. Большинство из них родились в недрах таких научных дисциплин, как философия, антропология, психология, социология и т.д., вместе с тем масс-медиа присущи уникальные аспекты, изучением которых занимается рождающееся на наших глазах самостоятельное ответвление науки о коммуникации — коммуникативистики (или из-за отсутствия устоявшегося термина — комуникологии).

В конце XX и начале XXI в. внимание исследователей привлекает компьютерная коммуникация, следствием чего является не только множество оригинальных идей, но и пересмотр традиционных понятий и дефиниций и поиск новых подходов к изучению старых медиа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: