Развитие навыков передвижения на основе вербальной информации

Слово, по определению И. П. Павлова, для человека такой же условный раздражитель, как и все остальные, но вместе стем такой всеобъемлющий, как никакие другие. Для слепого это положение имеет особое значение. В его повседневной жизни порой приходится ориентироваться не по рельефной карте, а на основании словесного, или вербального описания того, как можно добраться от одной точки до другой. Такое объяснение можно рассматривать как один из видов ориентировочной карты для слепого. Тщательное и подробное описание какого-либо района эквивалентно «прочтению» карты вслух. И обучению такому способу ориентировки следует уделять внимание уже в младшем школьном возрасте. Безусловно, что маршруты, осваиваемые таким образом, должны быть предельно просты. Так, на первых порах при передвижениях по прямолинейному маршруту нужно научить ребенка вносить коррекции для осуществления прямолинейности движения на основе словесных подсказок. Следует заметить, что если при обучении слепых детей среднего и старшего школьного возраста словесная коррекция может иметь конкретную привязку (циферблат часов, например), то в младшем школьном возрасте коррекция представляет собой подсказки типа: «чуть-чуть вправо», «чуть, влево» и т. п. То есть указания носят довольно неконкретный характер. Ориентирование же по циферблату часов может использоваться и при обучении некоторых слепых школьников младшего возраста, хотя большинством из них эта система довольно плохо воспринимается. Ориентирование по циферблату часов заключается в том, что верное направление движения рассматривается как направление стрелки часов на двенадцать. Таким образом, если ребенок, например, отклоняется несколько вправо, ему говорят «минуту влево», если отклоняется значительнее, «две (три, четыре, пять...) минуты влево» и т. п.

Для тренировок при передвижениях по маршруту с поворотами занимающимся даются инструкции-задания типа: пройди пять шагов прямо перед собой, повернись на 90° вправо, пройди еще пять шагов, повернись на 90° влево и т. д. При этом рекомендуется спрашивать учащихся после поворотов или в конце пути (или после каждого из поворотов и в конце), откуда он начал движение. Данное задание может варьироваться как угодно. На маршруте возможно размещение каких-то дополнительных предметных ориентиров.

Словесная коррекция может использоваться на занятиях незрячих спортом, где расстояние до ведущего тренера, учителя может быть достаточно велико (стандартная беговая дорожка имеет длину 400 м). Для подачи команд в данном случае следует использовать специальное радиопередающее устройство.

Радиопередающее устройство может использоваться в дальнейшем и при обучении ориентированию в городской среде [17]. Такое устройство может применяться и на специальных занятиях ориентировкой с тем, чтобы уже в этом возрасте слепой ребенок имел возможность привыкнуть к нему (рис. 4). Кроме того, занятия с прибором становятся интереснее для ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: