Раздел «социология»

ПЛАНЫ И ФОРМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина

Цель семинарского занятия: определение объекта, предмета, уровней, структуры социологии, категорий социологии, знакомство с классиками западной и российской социологии, с основными социологическими школами; изучение основных функций социологии; виды, этапы, методы социологических исследований.

Основные понятия: социология, социальное, позитивизм, социальная статика, социальная динамика, генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, индикаторы социологического исследования, инструментарий социологического опроса, респондент, гипотеза.

План семинара

1. Возникновение социологии как самостоятельной отрасли знаний. Социологический проект О. Конта.

2. Развитие социологии на Западе и в России. Классики социологии.

3. Современная социология: школы и направления.

4. Социологические эмпирические исследования.

Темы докладов для обсуждения на семинарском занятии

1. О. Конт о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человеческого общества.

2. Социология и другие общественные науки (на примере одной или нескольких наук).

3. Основные течения (школы) в российской социологической мысли XIX-XX веков.

Вопросы для самоконтроля и контроля знаний

1. Кто и когда ввел термин «социология», что он означает?

2. Что изучает социология по определению социолога П. Сорокина?

3. Что стремится выяснить социология как наука, по мнению социолога США Н. Смелзера?

4. Что понимается под объектом любой общественной науки? Объект социологии.

5. Предмет социологии. Соотношение объекта и предмета социологии.

6. Приведите пример определения сущности социологии как науки современными авторами учебников, курсов лекций, учебных пособий и раскройте его.

7. Уровни социологии.

8. Структура современной социологии.

9. Перечислите основные функции социологии и раскройте их.

10. Раскройте, как О. Конт использует закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человеческого общества для обоснования необходимости выделения социологии в самостоятельную науку.

11. О. Конт о социальной статике и социальной динамике как составляющих социологическую науку.

12. Категории социологии, приведите примеры.

13. Что обозначает позитивный метод О. Конта?

14. Основные положения социологической теории Г. Спенсера.

15. Доктрина социального реализма по Э. Дюркгейму.

16. «Понимающая социология» М. Вебера.

17. Марксистская теория социального конфликта.

18. Чикагская школа в социологии.

19. Функционалистская социология.

20. Конфликтологические теории.

21. Социологические теории обмена.

22. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина.

23. Географическая школа в российской социологии Л.И Мечникова.

24. Раскройте смысл выражения: «методология и методика социологического исследования».

25. Структура программы социологического исследования.

26. Основные виды социологического исследования.

27. Соотношение генеральной совокупности и выборки, типы выборки.

28. Назовите основные методы социологических исследований и раскройте их особенности.

29. Этапы социологического исследования.

30. Гипотеза в прикладном социологическом исследовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: