Практические домашние задачи. № 1. Какие из нижеприведённых статусов являются предписываемыми, а какие достигаемыми

№ 1. Какие из нижеприведённых статусов являются предписываемыми, а какие достигаемыми:

а) мужчина;

б) инженер;

в) капитан;

г) француз;

д) курящий;

е) водитель автомобиля;

ж) отец;

з) депутат.

№ 2. Составьте наиболее полный статусный набор учителя.

№ 3. Составьте ролевой набор студента.

№ 4. Обоснуйте, какие из перечисленных социальных институтов являются первичными, а какие вторичными в процессе социализации:

а) школа;

б) детский дом;

в) семья;

г) телевидение;

д) университет;

е) церковь.

№ 5. Приведите по три-четыре примера девиантного и делинквентного поведения и объясните их.

Тема 5. Социальная структура общества

Цель семинарского занятия: усвоить причины возникновения и сущность социальной структуры общества, ее элементы, исторические типы социальных структур, основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества.

Основные понятия: социальная структура, класс, социальная общность, социальная группа, малая группа, сословие, публика, толпа, маргинал, маргинальная группа, квазигруппы.

План семинара

1. Понятие и основные элементы социальной структуры общества.

2. Сущность социально-классовой дифференциации общества.

3. Социальные группы и общности в социально-классовой структуре общества.

Темы докладов для обсуждения на семинарских занятиях

1. Исторические типы социально-классовых структур общества.

2. Классы и сословия в дореволюционной России.

3. Социально-демографическая структура современного российского общества и главные тенденции в ее развитии.

Вопросы для самоконтроля и контроля знаний

1. В чем сущность понятия «социальная структура» общества?

2. В чем сущность понятия «Социально-классовая структура» общества?

3. Что значит дифференциация общества, ее основные причины.

4. Тождественны ли понятия «социальная дифференциация» и «социальная стратификация» общества?

5. Что понимается под естественной дифференциацией общества?

6. В чем суть классовой парадигмы социальной структуры общества?

7. Какая дифференциация была в простых обществах?

8. Какие новые структурные социально-классовые элементы появляются в современном российском обществе и в силу каких причин?

9. Кто из философов впервые вводит в оборот понятие «средний элемент» и обосновывает его главный признак?

10. Современное понимание категории «средний класс».

11.Что называют малой группой, ее основные признаки?

12. Назовите основные формы малой группы, их структуру, приведите примеры.

13. В каких формальных малых группах Вы находитесь и состоите ли в неформальных малых группах?

14. Квазигруппы, их основные признаки.

15. Сущность понятия «публика» как социального образования.

16. Сущность толпы как кратковременного скопления людей.

17. Какие сословия в дореволюционной России относились к привилегированным?

18. Что общего и чем отличались крепостной крестьянин от батрака в дореволюционной России?

19. Обоснуйте, интеллигенция - это слой или класс?

20. Назовите основные составляющие социально-классовой структуры СССР.

21. Нужны ли олигархи в социально-классовой структуре современного общества? Ваша точка зрения.

22. Что понимается под социально-демографической структурой общества?

23. Какая тенденция является определяющей в половозрастной структуре современного российского общества?

24.Что означает простое воспроизводство общества?

25. Тождественны ли понятия «пролетарий» и «рабочий»? Обоснуйте свой ответ.

26. Нужны ли бюрократы как социальный слой общества? Да или нет, обоснуйте свой ответ.

27. Кто и почему относится к маргинальным слоям общества?

28. Как Вы объясните, почему деторождаемость в «бедных» обществах выше чем в «богатых»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: